Положение о порядкеразработки и принятия корпоративных нормативных актов

Положение о порядке разработки и принятия в акционерном обществе локальных нормативных актов

Тип документа: Положение

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 14,9 кб

Бланк документа

Скачать образец документа

о порядке разработки и принятия в акционерном обществе

локальных нормативных актов

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение определяет общие требования к порядку разработки проектов локальных нормативных актов, основные требования к содержанию локальных нормативных актов, их согласованию подразделениями _____________________________ (далее — Общество), порядку принятия указанных актов, а также внесение в них дополнений и изменений.

1.2. Под «локальными нормативными актами» в смысле настоящего Положения понимаются разрабатываемые и принимаемые органами управления Общества в соответствии с их компетенцией, определенной действующим законодательством и Уставом Общества, внутренние документы, устанавливающие нормы (правила) общего характера, предназначенные для регулирования производственной, управленческой, финансовой, коммерческой, кадровой и иной функциональной деятельности внутри Общества.

1.3. Настоящее Положение не распространяется на локальные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения, ведение бухгалтерского (налогового) учета в Обществе, представление финансовой отчетности.

2. ВИДЫ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ,

2.1. На основе настоящего Положения в Обществе разрабатываются и принимаются следующие локальные нормативные акты:

1) Положение о порядке созыва Общего собрания акционеров;

2) Положение о Совете директоров (наблюдательном совете) Общества;

3) Положение о единоличном исполнительном органе Общества;

4) Положение о Ревизионной комиссии акционерного Общества;

5) Положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации дочерних обществ Общества;

6) Положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации филиалов и представительств Общества;

7) Положение о реестре акционеров и порядке его ведения;

8) Положение о размещении Обществом облигаций и других ценных бумаг;

9) Положение о порядке распределения прибыли Общества;

10) Положение о фондах и резервах Общества;

11) Положение о дивидендной политике Общества;

12) Положение о досудебном урегулировании корпоративных конфликтов.

2.2. Предусмотренный п. 2.1 настоящего Положения перечень локальных нормативных актов является примерным: в зависимости от конкретных условий деятельности Общества им могут приниматься и другие локальные акты, регулирующие деятельность Общества в соответствии с «Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения» (утв. Росархивом 06.10.2000), в том числе правила, инструкции, регламенты, методические указания и рекомендации.

3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

3.1. Проекты локальных нормативных актов разрабатываются по решению Общего собрания и/или Совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа и иных органов Общества в зависимости от их компетенции, определенной законом и Уставом Общества.

3.2. Орган управления Общества, принявший решение о разработке проекта локального нормативного акта, вправе поручить какому-либо подразделению Общества или третьему лицу такую разработку либо разработать проект сам.

3.3. Сроки и порядок разработки проекта локального нормативного акта, порядок согласования его с другими подразделениями Общества установлен Инструкцией Общества по делопроизводству.

3.4. Локальные нормативные акты Общества оформляются с учетом рекомендаций «Унифицированная система документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации»).

4. ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

4.1. Предусмотренные п. 2.1 настоящего Положения локальные нормативные акты утверждаются Советом директоров (наблюдательным советом) Общества либо Общим собранием акционеров в соответствии со статьями 48 и 65 Федерального закона «Об акционерных обществах» и Уставом Общества.

4.2. Иные локальные нормативные акты утверждаются соответствующими органами Общества в порядке, установленном Инструкцией Общества по делопроизводству.

5. ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ И ОТМЕНЫ ЛОКАЛЬНЫХ

5.1. Локальные нормативные акты могут быть изменены (путем внесения в них дополнительных норм, признания утратившими силу отдельных норм, утверждения новой редакции существующих норм) только по решению органа, принявшего (утвердившего) данный акт.

Предложение о внесении изменений может исходить от любого органа, который, согласно настоящему Положению, вправе поставить вопрос о разработке и принятии данного локального акта либо принял (утвердил) этот акт.

5.2. При внесении изменений в локальные нормативные акты обязательно соблюдение требований, предусмотренных п. 3.3 настоящего Положения.

5.3. Отмена локальных нормативных актов производится с соблюдением правил, предусмотренных п. п. 5.1 и 5.2 настоящего Положения.

5.4. Изменения, дополнения или отмена локальных нормативных актов подлежат обязательной регистрации в порядке, установленном п. 6.1 настоящего Положения.

6. ВВОД В ДЕЙСТВИЕ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

6.1. Принятые локальные нормативные акты подлежат обязательной регистрации с присвоением им в канцелярии (или: секретарем) Общества порядкового номера и указанием даты введения в действие.

6.2. Локальные нормативные акты вводятся в действие в срок, указанный в решении об их принятии (утверждении), а если этот срок не указан, то по истечении десяти дней со дня их принятия (утверждения).

6.3. О принятых актах должны быть обязательно извещены: работники Общества — путем вывешивания публичного объявления в 5-дневный срок с момента принятия данного акта; все акционеры — путем указания соответствующей информации в уведомлении о проведении Общего собрания акционеров Общества, на котором подлежат утверждению соответствующие локальные акты, либо путем объявления на ближайшем Общем собрании акционеров.

6.4. Акты, в отношении которых не соблюдены требования п. 6.3 настоящего Положения, признаются не действующими для тех лиц, которые не были соответствующим образом извещены.

7. КОПИРОВАНИЕ, ХРАНЕНИЕ, УНИЧТОЖЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

7.1. Копии локальных нормативных актов подготавливаются в соответствии с Инструкцией Общества по делопроизводству.

7.2. Локальные нормативные акты хранятся и уничтожаются в соответствии с Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ (утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 16.07.2003 N 03-33/пс, зарегистрировано в Минюсте РФ 21.08.2003, N 4994)

Разработка и принятие корпоративных нормативных актов

В процессе разработке корпоративных актов участвуют различные субъекты. В зависимости от этого корпоративное нормотворчество можно подразделить на три вида Кашанина Т.В. Корпоративное (внутрифирменное) право. — М.: Норма, 2009. — С.202.: прямое, представительное и опосредованное.

Прямое (непосредственное) корпоративное нормотворчество — это осуществляемая коллективом организации (коллективом персонала, коллективом акционеров) самостоятельная деятельность по созданию корпоративных норм.

Проходить прямое нормотворчество может по-разному. Здесь могут быть использованы, по крайней мере, три способа принятия корпоративных норм Макарова О.А. Корпоративное право. — М.: ВолтерсКлувер, 2005.- С. 173.:

1) принятие корпоративных норм общим собранием коллектива. Надо отметить, что это довольно сложная форма корпоративного нормотворчества и с организационной, и с юридической, и с финансовой точек зрения.

Что касается организационной стороны, не всегда есть возможность четко и довольно быстро довести информацию о созыве общего собрания коллектива, особенно если он многотысячный. Наличие местной радиосети, ярких и броских стендов, расположенных в удобных для обозрения местах, конечно, облегчает решение этой задачи.

Если речь идет о созыве собрания акционеров, то здесь часто оказывается недостаточным общее оповещение, допустим, с помощью газеты, радио или телевидения. Всем акционерам должны быть разосланы приглашения с указанием, помимо даты созыва собрания, места и времени его проведения, а также повестки дня. Причем приглашения необходимо разослать заблаговременно. Финансовые затраты в данном случае могут быть для корпорации весьма ощутимы.

Затруднительно бывает подыскать и соответствующее помещение для многолюдного собрания. Аренда помещения для этой цели требует определенных временных и финансовых затрат. Но все это преодолимые препятствия. Юридически же аспекты, связанные с проведением общих собраний и принятием ими корпоративных актов, бывают порой неразрешимы. Обычно собрание считается состоявшимся, если на нем присутствует более 50% от общего числа его акционеров (работников). Согласно другому правилу решение считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих. Но вот какой способ голосования избрать, как и кто будет вести подсчет голосов — по этому вопросу иногда ведутся многочасовые дебаты. Случается, что выявляются и другие процедурные проблемы, для которых приемлемого решения не находится, и возникает необходимость в обращении за консультацией к различным специалистам. На это также может уйти довольно много времени.

Читать еще:  Много мебели возврат

Именно поэтому закон и практика вышли на путь принятия общими собраниями таких нормативных актов, которые решают принципиальные вопросы, причем они не столь многочисленны: утверждение устава, избрание органов управления корпорации, изменение уставного капитала, утверждение годовых отчетов, принятие решения об акционировании, приватизации государственных предприятий, о социальных льготах, о режиме работы, направлениях использования прибыли и некоторые другие.

  • 2) созыв конференции коллектива. Конференция — это тоже довольно серьезный форум многотысячного коллектива, где для обсуждения собираются делегаты от всех его структурных звеньев. Конференцию коллектива как способ принятия корпоративных норм надо выделить особо, но все же, думается, проблемы, здесь возникающие, сходны с теми, которые приходится решать при проведении общих собраний. Если проанализировать корпоративные акты, принимаемые конференциями коллектива, с точки зрения содержания, то можно также отметить их важность, особую значимость для жизни коллективов корпораций, т. е. то, что свойственно и актам, рассмотренным выше.
  • 3) проведение референдума. Этот способ принятия корпоративных норм используется очень редко. И причина здесь не в финансовых и организационных трудностях, а в том, что за период советской власти у людей сформировалась определенная психологическая установка, согласно которой государство — это единоличный хозяин, работники же — подчиненные, винтики в общественном организме, их голос ничего не значит, а следовательно, и нечего принимать участие в референдуме. Сейчас, похоже, проявляет себя и другая, сходная с этой установка, имеющая место на частных предприятиях: предприниматель (руководство частного предприятия) считает, что он может действовать по принципу: «что хочу, то и ворочу», все же остальные обязаны подчиняться. Вот почему выяснение воли коллектива работников, которая наиболее полно может быть продемонстрирована на референдуме, мало кого заботит. Референдум на предприятии — это весьма редкое и неординарное событие, и он почти нигде не становится объектом корпоративного нормативного урегулирования.
  • 4) опросы работников как основа нормотворчества осуществляются еще реже. В качестве примера можно привести опрос, проведенный на КамАЗе. Работникам этого предприятия предлагалось ответить на вопрос, желают ли они, чтобы КамАЗ стал предприятием акционерным. Большинство из них ответили: «Да». И тогда конференция трудового коллектива утвердила данное решение и ряд других связанных с ним корпоративных актов.

При представительном корпоративном нормотворчестве совет директоров, совет предприятия, совет трудового коллектива, правление и другие термины используются для наименования представительных органов корпорации, органов, представляющих интересы коллективов (акционеров, работников) предприятия и осуществляющих одновременно контрольные или исполнительно-распорядительные функции Макарова О.А. Корпоративное право. — М.: ВолтерсКлувер, 2005.- С. 179..

Компетенцию общего собрания наемных работников (персонала) и совета предприятия порой бывает трудно разделить. Многое зависит от формы собственности. Так, например, на акционерных предприятиях главный вопрос, решаемый общим собранием акционеров, это вопрос об использовании прибыли (капитализировать ее или распределить). Лишь затем совет директоров, в большей мере выполняющий функции контроля за администрацией, обычно решает вопрос о возможном размере дивидендов. Многое зависит от масштабов предприятия: чем оно меньше, тем больше вопросов можно нормативно отработать на общем собрании. Существенную роль играют также субъективные, личные качества членов советов и самих работников (или акционеров). Если коллектив преимущественно состоит из малообразованных, неквалифицированных, пассивных работников, то общее собрание, как правило, малодейственно и совету приходится многое брать на себя в процессе корпоративного нормотворчества.

И наоборот. Вот почему, вероятно, законодатель не пошел по пути жесткой регламентации компетенции общего собрания и совета предприятия. Однако практика свидетельствует о том, что совет директоров предприятия чаще решает вопросы о его структуре, совет предприятия определяет и регулирует формы и условия деятельности на предприятии политических партий, религиозных и других общественных организаций, в его компетенции находится распределение фонда зарплаты и материального поощрения, проведение аттестации, применение единой тарифной сетки при выплате зарплаты и др. Эти вопросы достаточно важны, но, может быть, не столь принципиальны, как те, которые решает общее собрание коллектива предприятия. корпоративный акционер капитал

Опосредованное корпоративное нормотворчество является прерогативой исполнительных органов корпорации. Правомочность правления во главе с его председателем или директором (генеральным директором) по изданию корпоративных нормативных актов в самом общем виде фиксируется в Уставе корпорации. Перечень же конкретных вопросов, регулируемых с помощью корпоративных актов, предусмотреть заранее невозможно. Однако практика показывает, что единолично руководителями предприятий решается следующее Шиткина И.С. Корпоративное право. — М.: ВолтерсКлувер, 2008.- с. 239.:

  • — оперативные вопросы, т.е. требующие срочной, незамедлительной реакции, — в противном случае смысл урегулирования теряется, и возможно наступление нежелательных последствий;
  • — специальные вопросы, для разрешения которых требуются специальный опыт и знания.

Иногда встречаются специальные вопросы, которые руководитель предприятия своей волей решить не в состоянии. В таких случаях можно пригласить специалистов (на условиях срочного трудового договора, по трудовому соглашению, по договору подряда и т.д.). Оформляется предложенное специалистами решение нормативным актом, утверждаемым руководителем.

— вопросы, не относящиеся к разряду важных, т.е. те, которые допускают разные варианты решения, не влекущие нежелательных последствий, допустим, положение о структурных единицах, должностные инструкции, правила принятия и исполнения решений на предприятии.

Все три группы вопросов объединяет то, что собирать общие собрания или представительные органы и вести дебаты по поводу их решения либо неэффективно, либо нецелесообразно, либо невозможно ввиду дефицита времени.

Порядок разработки корпоративных нормативных актов включает в себя следующее Электронный ресурс: http://hr-portal.ru/pages/poloj/pakt.php:

  • 1) проекты корпоративных нормативных актов разрабатываются по решению Общего собрания и (или) совета директоров Общества;
  • 2) генеральный директор вправе внести на Общее собрание и (или) совет директоров вопрос о разработке и принятии любого корпоративного нормативного акта, необходимого, по его мнению, для деятельности Общества;
  • 3) правление Общества вправе ставить вопрос о разработке и принятии корпоративных актов только перед советом директоров. Последний обязан на своем ближайшем заседании принять по этому вопросу мотивированное решение.
  • 4) профсоюзный орган вправе ставить вопросы о разработке и принятии корпоративных нормативных актов перед Общим собранием акционеров или советом директоров Общества. Указанные органы управления обязаны принять по этим вопросам мотивированное решение.
  • 5) компетентный орган Общества, принявший решение о разработке проекта нормативного корпоративного акта, вправе поручить такую разработку соответствующим подразделениям либо разрабатывает проект сам. В любом случае он издает распорядительный документ, определяющий сроки и порядок разработки акта, порядок согласования его с другими подразделениями и организациями.
  • 6) подразделение, разрабатывающее корпоративный нормативный акт подготавливает его проект, обоснование необходимости и последствия его принятия;
  • 7) любой корпоративный нормативный акт, принимаемый Обществом, подлежит обязательной правовой экспертизе.

Такие акты, как положение о правлении, положение о статусе генерального директора, положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации дочерних предприятий, положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации филиалов и представительств, положение о реестре акционеров и порядке его ведения, положение о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала, положение о выпуске облигационных займов и правовом статусе облигационеров, положение о порядке распределения прибыли, положение о фондах и резервах, положение о персонале, положение об организации отчетности принимаются советом директоров Общества. Принятие актов, например, положение о полномочиях и регламенте Общего собрания, положение о совете директоров, положение о ревизионной комиссии относится к исключительной компетенции Общего собрания акционеров. Общее собрание акционеров вправе установить, что отдельные корпоративные нормативные акты, принятые советом директоров, подлежат утверждению Общим собранием, либо отнести их принятие к своей исключительной компетенции.

Корпоративные нормативные акты могут быть изменены (внесение дополнительных норм, признание утратившими силу отдельных норм, утверждение новой редакции) только по решению органа, принявшего (утвердившего) данный акт. Предложение внести изменения может исходить от любого органа, который согласно настоящему Положению поставил вопрос о разработке и принятии данного корпоративного акта либо принял (утвердил) этот акт.

Принятые корпоративные нормативные акты подлежат обязательной регистрации с присвоением им в канцелярии Общества порядкового номера.

Корпоративные нормативные акты вводятся в действие в срок, указанный в решении об их принятии (утверждении), а если этот срок не указан, то по истечении 10 дней со дня их принятия (утверждения).

Читать еще:  Когда мною накопительные деньги в нпф благоденствие

О принятых актах должны быть обязательно извещены: персонал Общества — путем вывешивания публичного объявления в 5-дневный срок с момента принятия данного акта; все акционеры — путем соответствующей информации в бюллетене Общества и на ближайшем Общем собрании акционеров.

Порядок разработки и принятия корпоративных нормативных актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 02:15, реферат

Краткое описание

Интенсивное развитие хозяйственно-экономических отношений в Российской Федерации обуславливает необходимость их надлежащего правового регулирования. Появление все большего количества новых субъектов права, сочетающих в своей деятельности публично-правовые и частноправовые начала, требует переосмысления возможностей правового регулирования.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами на территории государства образуются различные компании, общественные и хозяйственные объединения, часто именуемые корпорациями.

Содержание

1. Понятие и требования, предъявляемые к корпоративным нормативным актам……………………………………………………………….3
2. Разработка и принятие корпоративных нормативных актов………. 7
Библиографический список………………………………………………14

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат корпоратив.docx

Опосредованное корпоративное нормотворчество является прерогативой исполнительных органов корпорации. Правомочность правления во главе с его председателем или директором (генеральным директором) по изданию корпоративных нормативных актов в самом общем виде фиксируется в Уставе корпорации. Перечень же конкретных вопросов, регулируемых с помощью корпоративных актов, предусмотреть заранее невозможно. Однако практика показывает, что единолично руководителями предприятий решается следующее6:

— оперативные вопросы, т.е. требующие срочной, незамедлительной реакции, – в противном случае смысл урегулирования теряется, и возможно наступление нежелательных последствий;

— специальные вопросы, для разрешения которых требуются специальный опыт и знания.

Иногда встречаются специальные вопросы, которые руководитель предприятия своей волей решить не в состоянии. В таких случаях можно пригласить специалистов (на условиях срочного трудового договора, по трудовому соглашению, по договору подряда и т.д.). Оформляется предложенное специалистами решение нормативным актом, утверждаемым руководителем.

— вопросы, не относящиеся к разряду важных, т.е. те, которые допускают разные варианты решения, не влекущие нежелательных последствий, допустим, положение о структурных единицах, должностные инструкции, правила принятия и исполнения решений на предприятии.

Все три группы вопросов объединяет то, что собирать общие собрания или представительные органы и вести дебаты по поводу их решения либо неэффективно, либо нецелесообразно, либо невозможно ввиду дефицита времени.

Порядок разработки корпоративных нормативных актов включает в себя следующее7:

  1. проекты корпоративных нормативных актов разрабатываются по решению Общего собрания и (или) совета директоров Общества;
  2. генеральный директор вправе внести на Общее собрание и (или) совет директоров вопрос о разработке и принятии любого корпоративного нормативного акта, необходимого, по его мнению, для деятельности Общества;
  3. правление Общества вправе ставить вопрос о разработке и принятии корпоративных актов только перед советом директоров. Последний обязан на своем ближайшем заседании принять по этому вопросу мотивированное решение.
  4. профсоюзный орган вправе ставить вопросы о разработке и принятии корпоративных нормативных актов перед Общим собранием акционеров или советом директоров Общества. Указанные органы управления обязаны принять по этим вопросам мотивированное решение.
  5. компетентный орган Общества, принявший решение о разработке проекта нормативного корпоративного акта, вправе поручить такую разработку соответствующим подразделениям либо разрабатывает проект сам. В любом случае он издает распорядительный документ, определяющий сроки и порядок разработки акта, порядок согласования его с другими подразделениями и организациями.
  6. подразделение, разрабатывающее корпоративный нормативный акт подготавливает его проект, обоснование необходимости и последствия его принятия;
  7. любой корпоративный нормативный акт, принимаемый Обществом, подлежит обязательной правовой экспертизе.

Такие акты, как положение о правлении, положение о статусе генерального директора, положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации дочерних предприятий, положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации филиалов и представительств, положение о реестре акционеров и порядке его ведения, положение о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала, положение о выпуске облигационных займов и правовом статусе облигационеров, положение о порядке распределения прибыли, положение о фондах и резервах, положение о персонале, положение об организации отчетности принимаются советом директоров Общества. Принятие актов, например, положение о полномочиях и регламенте Общего собрания, положение о совете директоров, положение о ревизионной комиссии относится к исключительной компетенции Общего собрания акционеров. Общее собрание акционеров вправе установить, что отдельные корпоративные нормативные акты, принятые советом директоров, подлежат утверждению Общим собранием, либо отнести их принятие к своей исключительной компетенции.

Корпоративные нормативные акты могут быть изменены (внесение дополнительных норм, признание утратившими силу отдельных норм, утверждение новой редакции) только по решению органа, принявшего (утвердившего) данный акт. Предложение внести изменения может исходить от любого органа, который согласно настоящему Положению поставил вопрос о разработке и принятии данного корпоративного акта либо принял (утвердил) этот акт.

Принятые корпоративные нормативные акты подлежат обязательной регистрации с присвоением им в канцелярии Общества порядкового номера.

Корпоративные нормативные акты вводятся в действие в срок, указанный в решении об их принятии (утверждении), а если этот срок не указан, то по истечении 10 дней со дня их принятия (утверждения).

О принятых актах должны быть обязательно извещены: персонал Общества — путем вывешивания публичного объявления в 5-дневный срок с момента принятия данного акта; все акционеры — путем соответствующей информации в бюллетене Общества и на ближайшем Общем собрании акционеров.

1. Кашанина Т.В. Корпоративное (внутрифирменное) право. — М.: Норма, 2009. — 309 с.

2. Кириллов А.А. Корпоративное право. Курс лекций.- М.: Юстицинформ, 2009.-192 с.

3. Макарова О.А. Корпоративное право. — М.: ВолтерсКлувер, 2005.- 420 с.

4. Шиткина И.С. Корпоративное право. – М.: ВолтерсКлувер, 2008.- 648 с.

5. Электронный ресурс: http://hr-portal.ru/pages/ poloj/pakt.php

1 Кириллов А.А. Корпоративное право. Курс лекций.- М.: Юстицинформ, 2009.-С. 84.

2 Кашанина Т.В. Корпоративное (внутрифирменное) право. — М.: Норма, 2009. – С.189.

3 Кашанина Т.В. Корпоративное (внутрифирменное) право. — М.: Норма, 2009. – С.202.

4 Макарова О.А. Корпоративное право. — М.: ВолтерсКлувер, 2005.- С. 173.

5 Макарова О.А. Корпоративное право. — М.: ВолтерсКлувер, 2005.- С. 179.

6 Шиткина И.С. Корпоративное право. – М.: ВолтерсКлувер, 2008.- с. 239.

Положение о порядке разработки и принятия корпоративных нормативных актов

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет общие требования к порядку разработки проектов корпоративных нормативных актов, основные требования к содержанию этих актов, их согласованию с подразделениями, порядку принятия, а также внесения в них дополнений и изменений.
1.2. Под корпоративными нормативными актами в смысле настоящего Положения понимаются разрабатываемые и принимаемые органами управления Общества в соответствии с их компетенцией, определенной действующим законодательством и Уставом Общества, правовые акты, устанавливающие нормы (правила) общего характера, предназначенные для регулирования
производственной, управленческой, хозяйственной, финансовой, коммерческой, кадровой и иной функциональной деятельности Общества.
1.3. Настоящее Положение не распространяется на корпоративные нормативные акты, регулирующие технологические вопросы либо определяющие служебное положение должностных лиц (кроме предусмотренных настоящим Положением).

2. Виды корпоративных нормативных актов, принимаемых Обществом

На основе настоящего Положения разрабатываются и принимаются следующие корпоративные нормативные акты:
2.1. Положение о полномочиях и регламенте Общего собрания.
2.2. Положение о совете директоров.
2.3. Положение о правлении.
2.4. Положение о статусе генерального директора.
2.5. Положение о ревизионной комиссии.
2.6. Положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации дочерних предприятий.
2.7. Положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации филиалов и представительств.
2.8. Положение о реестре акционеров и порядке его ведения.
2.9. Положение о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала.
2.10. Положение о выпуске облигационных займов и правовом статусе облигационеров.
2.11. Положение о порядке распределения прибыли.
2.12. Положение о фондах и резервах.
2.13. Положение о персонале.
2.14. Положение об организации отчетности.
2.15. Другие корпоративные акты, регулирующие деятельность Общества либо конкретизирующие предусмотренные настоящим пунктом акты.

3. Порядок разработки корпоративных нормативных актов

3.1. Проекты корпоративных нормативных актов разрабатываются по решению Общего собрания и (или) совета директоров Общества.
3.2. Генеральный директор вправе внести на Общее собрание и (или) совет директоров вопрос о разработке и принятии любого корпоративного нормативного акта, необходимого, по его мнению, для деятельности Общества.
3.3. Правление Общества вправе ставить вопрос о разработке и принятии корпоративных актов только перед советом директоров; последний обязан на своем ближайшем заседании принять по этому вопросу мотивированное решение.
3.4. Профсоюзный орган вправе ставить вопросы о разработке и принятии корпоративных нормативных актов перед Общим собранием акционеров или советом директоров Общества. Указанные органы управления обязаны принять по этим вопросам мотивированное решение.
3.5. Компетентный орган Общества, принявший решение о разработке проекта нормативного корпоративного акта, вправе поручить такую разработку соответствующим подразделениям либо разрабатывает проект сам.
В любом случае он издает распорядительный документ, определяющий сроки и порядок разработки акта, порядок согласования его с другими подразделениями и организациями.
3.6. Подразделение, разрабатывающее корпоративный нормативный акт подготавливает его проект, обоснование необходимости и последствия его принятия.
3.7. Любой корпоративный нормативный акт, принимаемый Обществом, подлежит обязательной правовой экспертизе.

Читать еще:  Как оформить патент на грузоперевозки ип

4. Порядок принятия корпоративных нормативных актов

Предусмотренныепп. 2.3-2.4, 2.6-2.14 настоящего Положения акты принимаются советом директоров Общества. Принятие актов, указанных вп. 2.1,2.2,2.5, относится к исключительной компетенции Общего собрания акционеров.
(Общее собрание акционеров вправе установить, что отдельные корпоративные нормативные акты, принятые советом директоров, подлежат утверждению Общим собранием, либо отнести их принятие к своей исключительной компетенции).

5. Порядок изменения и отмены корпоративных нормативных актов

5.1. Корпоративные нормативные акты могут быть изменены (внесение дополнительных норм, признание утратившими силу отдельных норм, утверждение новой редакции) только по решению органа, принявшего (утвердившего) данный акт.
Предложение внести изменения может исходить от любого органа, который согласно настоящему Положению поставил вопрос о разработке и принятии данного корпоративного акта либо принял (утвердил) этот акт.
5.2. При внесении изменений в корпоративные нормативные акты необходимо соблюдать требования, предусмотренные п. 3.7 настоящего Положения.
5.3. Отмена корпоративных нормативных актов производится с соблюдением правил, предусмотренныхпп. 5.1,5.2 настоящего Положения.
5.4. Изменения, дополнения или отмена корпоративных нормативных актов подлежат обязательной регистрации в порядке, установленном п. 6.1 настоящего Положения.

6. Ввод в действие корпоративных нормативных актов

6.1. Принятые корпоративные нормативные акты подлежат обязательной регистрации с присвоением им в канцелярии Общества порядкового номера.
6.2. Корпоративные нормативные акты вводятся в действие в срок, указанный в решении об их принятии (утверждении), а если этот срок не указан, то по истечении 10 дней со дня их принятия (утверждения).
6.3. О принятых актах должны быть обязательно извещены: персонал Общества — путем вывешивания публичного объявления в 5-дневный срок с момента принятия данного акта; все акционеры — путем соответствующей информации в бюллетене Общества и на ближайшем Общем собрании акционеров.
6.4. Акты признаются недействующими для тех лиц, которые не были о них извещены в порядке, предусмотренномп. 6.3 настоящего Положения.

Виды корпоративных нормативных актов

Их классификацию можно производить по различным основаниям.

По субъектам корпоративные нормативные акты делятся на коллективов акционеров, наемных работников или акты персонала (акты корпоративных референдумов, акты общих собраний), акты исполнительных органов корпораций (акты советов директоров, правлений, советов предприятий и др.) и, наконец, акты руководителей корпораций, принимаемые в порядке единоначалия.

По отраслевому признаку различаются корпоративные нормативные акты, регулирующие финансовую деятельность (финансовые корпоративные акты), сферу управления (административные корпоративные акты), сферу применения труда (трудовые корпоративные акты), сферу социального обеспечения (пенсионные, жилищные и другие корпоративные акты) и, наконец, имущественную сферу (гражданско-правовые нормативные акты).

Требования, предъявляемые к корпоративным нормативным актам

Чтобы быть действенным регулятором жизни коллектива корпорации, издаваемые в ней корпоративные нормативные акты должны отвечать определенным требованиям. Укажем лишь на некоторые наиболее важные из них.

1. Корпоративные нормативные акты должны отражать объективную реальность. Это означает, что в процессе принятия акта до момента вступления его в силу необходимо просчитать экономические возможности его выполнения, предусмотреть организационные издержки и барьеры на пути его реализации, учесть особенности коллектива (половые, возрастные, квалификационные и т.д.). Допустим, стоит ли принимать корпоративный акт о выплате дополнительной пенсии в размере 100% от пенсии государственной работникам, проработавшим в корпорации длительное время, если не ясно, будут ли для этой цели соответствующие средства в следующем году. Или оправданно ли будет устанавливать слишком раннее начало рабочего дня, если коллектив предприятия состоит из женщин, на которых, как правило, лежит большая часть утренних обязанностей по дому? Игнорирование этого обстоятельства может привести к массовым опозданиям на работу.

2. Корпоративные нормативные акты должны иметь определенную структуру, а не представлять собой хаотичный набор нормативных положений. При издании наиболее важных корпоративных актов не помешает ввести в их структуру небольшую преамбулу (вводную часть). Обычно в ней излагаются цели и задачи нормативного акта, причины, побудившие его принять, круг лиц, на которых он распространяется, и др. В составе корпоративного акта может быть выделена часть, где определяются термины, используемые в дальнейшем. Классическое построение содержания корпоративных нормативных актов производится по схеме: субъекты правоотношений — объекты — права и обязанности — льготы и санкции. Правда, эта схема, употребляемая обычно при создании законов, далеко не всегда возможна для использования в корпоративных актах. Однако непреложным остается факт, что корпоративные акты, выдержанные с точки зрения системности и логики, имеют больший коэффициент полезного действия, нежели акты по содержанию неровные, хаотичные, сумбурные.

3. Корпоративные нормативные акты должны быть доступными для понимания всех членов корпорации, ее работников. В коллективе встречаются различные по возрасту, по интеллекту люди. За аксиому необходимо взять следующее правило: корпоративные акты должны быть рассчитаны на людей со средним или даже ниже среднего интеллектуальным уровнем, работающих в корпорации или инвестирующих ее. Требуется избегать в них мудреных фраз, специфических юридических терминов. К примеру, если руководитель крупного предприятия передает право налагать дисциплинарные санкции начальнику структурного подразделения, то в приказе ему не следует употреблять фраз типа: дисциплинарная юрисдикция входит в компетенцию руководителей структурного подразделения.

Одним словом, содержание корпоративных актов лучше излагать простым и ясным языком. Важно учитывать такие требования к ним, как строгость стиля и соответствие правилам формальной логики. Кроме того, они не должны носить слишком абстрактный характер и в то же время «увязать» в деталях.

4. Корпоративные акты необходимо снабжать всеми обязательными реквизитами, к которым относятся:

— вид корпоративного акта. Обычно при этом указывается орган, его принявший: общее собрание, совет директоров, правление, руководитель предприятия или структурного подразделения и т.д.;

— наименование акта. Наличие данного реквизита оказывает дисциплинирующее воздействие на субъекта, издающего этот акт, тем, что дает возможность более или менее точно определить предмет нормативного регулирования. Допустим, наименование акта «Порядок выплаты дивидендов» не позволяет «растекаться мыслью по древу», «застревать» попутно на других вопросах. Помимо этого, наименование корпоративных актов облегчает процесс их систематизации и обеспечивает удобство их нахождения и использования;

— дата принятия акта. Данный реквизит способствует быстрому нахождению корпоративного акта в случае, когда по одному и тому же вопросу таковых принято несколько;

— подписи должностных лиц. Они играют особую роль при оспаривании корпоративных актов в суде в качестве неправомерных.

— номер акта. Реквизит имеет определенное значение для проведения систематизации корпоративных нормативных актов.

Подготовка корпоративных актов — дело непростое. Однако при разумном, умелом составлении они способны стать мощным фактором в процессе организации деятельности корпораций. Следует иметь в виду, что они в большей мере, нежели законодательные акты, несут на себе печать субъективности. Содержание корпоративных актов очень сильно зависит от их разработчиков, от того, как и в чем последние видят задачу корпоративного акта, какими средствами пытаются ее решить, как формулируют сами правила поведения, какой круг адресатов выбирают, какие санкции определяют. Вот почему при неразумном использовании корпоративные нормативные акты могут стать источником психологической напряженности в коллективе, страха, неуверенности, а то и нарушения интересов членов коллектива.

Крайне важной в связи с этим является разработка руководства по производству нормативных актов на предприятии. На некоторых предприятиях такие руководства уже стали появляться, например, Положение о порядке разработки и принятия корпоративных нормативных актов. Однако пока они регулируют в основном порядок принятия корпоративных актов. Вопросы же их внутренней формы (структуры, языка, стиля изложения и т.п.), а тем более содержания не затрагиваются. Это безусловное упущение можно отчасти объяснить тем, что корпоративное нормотворчество — явление, возникшее у нас не так давно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector