Содержание

Понятие административного судопроизводства его предмет метод и система кратко

Понятие административного судопроизводства его предмет метод и система кратко

§ 3. Понятие, предмет, метод и система судебного
административного процессуального права. Соотношение
с другими отраслями права

1. Понятие судебного административного процессуального права. Судебное административное процессуальное право занимает особое место в системе процессуального права. Оно входит в систему процессуальных отраслей права наряду с гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным, уголовно-процессуальным и конституционно-процессуальным правом. Назначение судебного административного процессуального права заключается в том, что посредством судебного административного процесса происходит принудительная реализация норм материального права и осуществляется в правовой форме разрешение конфликтов в сфере административных и иных публичных правоотношений.
При этом важно отметить, что судебное административное процессуальное право является подотраслью гражданского процессуального права. Дело в том, что «гражданское процессуальное право как фундаментальная (профилирующая) отрасль права способствует формированию, становлению вторичных правовых образований. » . Как уже отмечалось, судебный административный процесс является «слепком» классического гражданского процесса в силу совпадения ключевых принципов, стадий и правил. В этом плане судебное административное процессуальное право является вторичным правовым образованием в нормативной ткани гражданского процессуального права, вбирая в себя ключевые элементы фундаментальной отрасли права . Формируясь как комплексная отрасль «правовой семьи» гражданского процессуального права, судебное административное процессуальное право вбирает в себя его основные черты, имея и некоторые свои специфические характеристики в предмете данной отрасли, ее принципах, правилах доказывания, субъектном составе и некоторых других признаках. Само зарождение судебного административного процессуального права произошло, как известно, путем выделения из ГПК целого ряда глав, посвященных делам из публичных правоотношений, в КАС. Общая часть КАС также построена на основе общих положений ГПК и АПК, что очевидно из их сравнительного анализа.
———————————
См.: Юков М.К. Теоретические проблемы системы гражданского процессуального права: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. Свердловск, 1982. С. 15 — 16.
Подробное обоснование понятия и соотношения фундаментальных отраслей права и вторичных правовых образований было дано С.С. Алексеевым и М.К. Юковым (см.: Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юрид. лит., 1975. С. 184 — 207; Он же. Общая теория права. Т. I. М.: Юрид. лит., 1981. С. 252 — 254; Юков М.К. Указ. соч. С. 15 — 16).

Таким образом, судебное административное процессуальное право представляет собой систему юридических норм, регулирующих деятельность суда и других заинтересованных субъектов, возникающую при осуществлении административного судопроизводства. Иначе говоря, судебное административное процессуальное право регулирует порядок осуществления административного судопроизводства, выступающего в качестве основного элемента предмета данной отрасли права.
2. Предмет, метод и система судебного административного процессуального права. Предмет судебного административного процессуального права — это процессуальные действия суда и заинтересованных лиц при осуществлении правосудия по административным делам, т.е. судебный административный процесс или административное судопроизводство.
Метод судебного административного процессуального права сочетает элементы императивного (властных предписаний) характера с диспозитивным (дозволительным) началом. Одновременное сочетание в методе правового регулирования императивных и диспозитивных начал объясняется характером процессуального права. Судебный административный процесс, как и гражданский и арбитражный процессы, с одной стороны, есть властная деятельность суда по применению норм материального и процессуального права, что предполагает властное начало в механизме процессуального регулирования; с другой стороны, судебная процессуальная форма направлена на создание равных условий для защиты прав и отстаивания интересов участников административного судопроизводства. Указанное отличие является ключевым при разграничении понятий судебного административного процесса и административной процедуры, поскольку в административных процедурах их участники не обладают равными правами, указанные отношения строятся по общему правилу на началах субординации.
Императивные начала метода судебного административного процессуального права проявляются в основном в следующем:
— процессуальные нормы определяют положение суда как органа судебной власти;
— в качестве основных процессуальных юридических фактов выступают процессуальные действия суда;
— судебное административное процессуальное право обеспечивает суду право контроля за отдельными действиями сторон;
— судебный административный процесс основывается на строго определенном процессуальном порядке осуществления правосудия — процессуальной форме.
Диспозитивные начала метода судебного административного процессуального права проявляются в основном в следующем:
— равенство сторон административного судопроизводства в тех правовых возможностях, которые предоставлены им для защиты своих прав и интересов;
— свобода использования этих прав, поскольку по общему правилу субъекты административного процессуального права вправе осуществлять либо не осуществлять свои права;
— равная система гарантий прав субъектов судебного административного процесса, поскольку судебное административное процессуальное право защищает интересы административного истца в смысле процессуальных гарантий так же, как и интересы административного ответчика.
Система судебного административного процессуального права заключается в следующем: данная процессуальная отрасль состоит из двух частей — общей и особенной.
Общая часть судебного административного процессуального права — это система норм и правовых институтов, имеющих целью регулирование наиболее общих черт процессуальных отношений, всех стадий судебного административного процесса.
Общая часть включает следующие институты:
— общие положения, в том числе нормы-задачи и нормы-принципы;
— подведомственность и подсудность;
— административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность, определяющие круг субъектов судебного административного процессуального права;
— доказательства и доказывание;
— меры предварительной защиты;
— процессуальные сроки;
— судебные извещения и вызовы;
— судебные расходы;
— меры процессуального принуждения.
Особенная часть судебного административного процессуального права содержит нормы, объединяемые в специальные институты, которые регулируют определенные виды процессуальных отношений. При этом выделяется несколько групп специальных институтов. Во-первых, это институты, характеризующие и объединяющие в единое целое отдельные стадии судебного административного процесса:
— производство в суде первой инстанции;
— производство в суде апелляционной инстанции;
— производство в судах кассационной инстанции;
— производство в суде надзорной инстанции;
— пересмотр судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
— исполнительное производство.
Во-вторых, это специальные институты, содержащие нормы об особенностях судебного разбирательства отдельных категорий дел административного судопроизводства, сосредоточенные в разд. IV и V КАС.
3. Соотношение судебного административного процессуального права с иными отраслями права. Судебное административное процессуальное право взаимосвязано с различными отраслями права. Связь судебного административного процессуального и конституционного права проявляется в том, что основные принципы организации и деятельности органов судебной власти устанавливаются в Конституции РФ.
Судебное административное процессуальное право входит в «правовую семью» гражданского процессуального права и тесно связано с данной отраслью, поскольку обе отрасли регулируют осуществление правосудия. Отсюда и ряд общих, межотраслевых по характеру принципов процессуальных отраслей права. Главными субъектами как в гражданском, так и в судебном административном процессе являются суды различных инстанций. Значительная часть институтов процессуальных отраслей права имеет межотраслевой характер, что очевидно на примерах подведомственности и подсудности, процессуальных сроков, судебных извещений, доказательств и доказывания, судебных актов, производств по пересмотру судебных актов и многих других. Критерием отдельных различий между ними является предмет судебной деятельности (гражданское или административное судопроизводство).
Тесные связи существуют между судебным административным процессуальным и арбитражным процессуальным правом в силу как значительного сходства их основных принципов и институтов в рамках «общей семьи» процессуального права, так и того, что арбитражные суды осуществляют административное судопроизводство по сути в тех же процессуальных формах, что и суды общей юрисдикции и ВС РФ.
Тесная связь у судебного административного процессуального права имеется с материальным административным правом, поскольку в рамках административного судопроизводства рассматриваются споры из публичных правоотношений. Нормы об административной правосубъектности, использовании доказательств и некоторые другие вытекают из особенностей административного права.

Административно-процессуальное право

  • Понятие административного права
  • Предмет административного права
  • Управленческие отношения
  • Методы административного права
  • Система административного права

Административно-процессуальное право: понятие, предмет и содержание

Конституционно-правовые нормы, используя термин «административно-процессуальное законодательство» (ст. 72 Конституции РФ), создают прочную правовую основу как для формирования системы административного процессуального законодательства (в Российской Федерации и ее субъектах), так и для развития современного административного процессуального права.

Дискуссионность и сложность понимания современного административного процесса, его структуры обусловливают сложность понимания современного административного процессуального права как отрасли российского процессуального права. К сожалению, ни в одном российском законе не определяются и даже не используются понятия «административный процесс» и «административно-процессуальное право». В таких сложных исходных обстоятельствах целесообразно исследовать традиционно сформировавшиеся в литературе подходы к определению административно-процессуального права.

Если суммировать все научные подходы к пониманию административного процессуального права, можно сделать следующий вывод: административно-процессуальное право рассматривается как совокупность административно-процессуальных институтов, подинститутов, правовых образований и норм, внутренне связанных между собой логикой административно-процессуального регулирования соответствующих общественных отношений. Система и структура административно-процессуального права опосредованы системой и структурой современного административного процесса, т. е. отдельные административные производства, получившие процессуальное правовое регулирование и сформировавшиеся до самостоятельного и завершенного правового института, составляют систему административно-процессуального права.

Читать еще:  Можно ли сократить внешнего совместителя и как это сделать

Административное процессуальное право представляет собой систему административно-процессуальных норм, регулирующих порядок (процедуры) осуществления управленческих отношений, возникающих в процессе:

  • построения и функционирования исполнительных органов государственной власти;
  • осуществления нормативно установленной компетенции органов государственного и муниципального управления;
  • реализации полномочий должностными лицами при осуществлении ими государственных функций и предоставлении государственных услуг;
  • обеспечения установленного правового режима при осуществлении охранительной функции государства, применении мер административного принуждения;
  • рассмотрения в порядке административного судопроизводства дел о защите субъективных публичных прав человека и гражданина, законных интересов юридических лиц и организаций, а также административно-правовых споров между физическими и юридическими лицами, с одной стороны, и государством (государственными органами и органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими), с другой стороны.

Предметом административного процессуального права являются административно-процессуальные отношения, возникающие при осуществлении уполномоченными субъектами права (исполнительными органами государственной и муниципальной власти, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими) компетенции и полномочий властного характера, а также в процессе обеспечения прав и свобод человека и гражданина и установления гарантий судебной правовой защиты от неправомерных действий (бездействия) и решений органов публичной власти и их должностных лиц. Как можно предположить, в условиях отсутствия единого правового источника административного процесса предмет административного процессуального права, его содержание и структура напрямую зависят от содержания и структуры административного процесса. Таким образом, в структурном плане в предмет административного процессуального права можно включить виды управленческих отношений, возникающие в процессе осуществления управленческой деятельности в целях:

1. организации и функционирования публичного управления (государственного и муниципального управления, государственной и муниципальной службы), обеспечения действия органов исполнительной власти (организация и система управления, формы и методы осуществления управленческих действий, система и структура органов исполнительной власти, исполнение административных регламентов); определения порядка совершения управленческих действий и соответствующих управленческих процедур (например, принятие административно- правовых актов, заключение административных договоров);

2. создания гарантий судебной правовой защиты физических или юридических лиц от незаконных решений (нормативных либо индивидуальных правовых актов) и действий (бездействия) органов государственной и муниципальной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих посредством административного судопроизводства, осуществляемого судами общей юрисдикции, арбитражными и военными судами;

3. установления различных административно-правовых режимов, обеспечивающих установленный порядок осуществления управленческих действий и реализации административных процедур во всех сферах публичного управления, в особенности в области общественного порядка и общественной безопасности, а также законность и обоснованность применения мер административного принуждения, в том числе мер административной ответственности за совершенные субъектами административные правонарушения;

4. определения видов административного принуждения за «отрицательные» результаты публичного управления (за противоправное управление), неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей (например, дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих).

В административном процессуальном праве используется, главным образом, императивный метод правового регулирования. Императивность проявляется в необходимости строгого соблюдения субъектами административного процессуального права установленных для них процессуальных обязанностей, ограничений, соответствующих правовых режимов. Диспозитивный метод правового регулирования используется в случаях, когда субъекты административного процессуального права обладают равными правовыми (в том числе процессуальными) возможностями, действуют независимо друг от друга, не находятся в соподчиненном административном правоотношении, имеют право выбора действия по своему усмотрению, могут воспользоваться своими правами или отказаться от предоставленных возможностей активного действия, используют государственные гарантии защиты собственных прав, свобод и законных интересов.

В зависимости от особенностей предмета правового регулирования можно говорить о применении следующих методов правового регулирования процессуальных отношений в сфере публичного управления:

1. предписание как способ обеспечения правового регулирования порядка публичного управления, как метод деятельности исполнительных органов государственного управления и муниципального управления, реализации полномочий должностными лицами, исполнения управленческих функций государственными и муниципальными служащими. Так называемый позитивный управленческий процесс, обеспечивающий нормальное функционирование исполнительной власти, основан на использовании данного метода;

2. запрет как способ правового регулирования, распространенный в системе административного правового регулирования не только при применении административного принуждения к физическим или юридическим лицам, но и при установлении особого правового режима запретов и правоограничений для государственных и муниципальных служащих, а также для граждан, иных индивидуальных либо коллективных субъектов административного права;

3. дозволение как метод правового регулирования, проявляющийся в установлении правовой возможности соответствующего поведения и прав лица, а также процедуры обеспечения и защиты (в административном или судебном порядке) прав, свобод, законных интересов субъектов административного права.

Система административного процессуального права представляет собой совокупность разнообразных по назначению и содержанию административных производств, которые можно классифицировать по соответствующим критериям. Важно отметить, что в нее включаются как административные производства, содержащиеся в федеральных законах (например, производство по делам об административных правонарушениях), так и производства, имеющие обычный уровень административного правового регулирования (например, производство по исполнению государственной функции по осуществлению земельного или строительного надзора, производство по применению дисциплинарных взысканий регламентируются законодательством о государственной гражданской службе).

Подводя итог, можно констатировать, что в структуру административно-процессуального права входят следующие административные производства:

  • административно-нормотворческая процессуальная деятельность (производство по изданию административных правовых актов);
  • производство по обращениям граждан;
  • лицензионно-разрешительное производство;
  • регистрационное производство;
  • учредительное (организационное) производство;
  • поощрительное производство;
  • административно-договорное производство;
  • исполнительное производство;
  • дисциплинарное производство;
  • производство по применению мер административного принуждения, не являющихся мерами административной ответственности (например, мер административного пресечения или предупреждения);
  • производство по делам об административных правонарушениях;
  • административное судопроизводство (рассмотрение судьями административно-правовых споров — дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений);
  • производство по оспариванию нормативных и ненормативных правовых актов (административное судопроизводство);
  • производство по разрешению споров о компетенции между исполнительными органами государственной власти.

Так как в структуру административного процесса, а следовательно, и в структуру административного процессуального права входят множество административных производств, связанных с выполнением различных государственных функций и осуществлением исполнительными органами государственной власти и должностными лицами нормативно установленных полномочий, то, очевидно, процесс структурирования административного процессуального права можно продолжить в зависимости от конкретных процедур осуществления государственного управления.

Когда рассматриваются проблемы административного процесса и административно-процессуального права, непременно возникает вопрос о кодификации административно-процессуального правового материала. Однако дальше констатации необходимости кодификации пока дело не идет. Основной причиной такого положения является, возможно, нерешенность вопроса о содержании административного процесса. Широкое понимание административного процесса вряд ли станет базисом деятельности по проведению кодификации административно-процессуальных норм. Главным образом, именно из-за широты (необъятности) и разнородности практической управленческой деятельности, осуществляемой в настоящее время исполнительными органами государственной власти. Только разумное сужение понимания административного процесса и разделение его на специальные виды процессуальной (или процедурной) деятельности позволят начать работу по кодификации административно-процессуальных норм.

Понятие административного судопроизводства его предмет метод и система кратко

Административное право — это отрасль права, регулирующий отношения в сфере государственного управления и устанавливающая ответственность за различные правонарушения, которые сопутствуют управленческой деятельности. Иногда даже административное право называют правом управленческим. Административное право охватывает область управленческих отношений, которые необходимо отличать от других правоотношений, связанных с функционированием государственных органов. Это разграничение следует проводить по следующим признакам: A Управленческие отношения возникают в связи с реализацией закрепленной за органами исполнительной власти компетенции по регулированию различных сфер общественной жизни обеспечения и соблюдения прав и свобод человека, защиты всех форм собственности, охрана природы, экология, промышленность, торговля и Т. Б Обязательным участником управленческих отношений являются органы исполнительной власти в соответствии с системой, определяемой Конституцией РФ Правительство РФ, министерства, ведомства, государственные комитеты и т. B Управленческие отношения складываются по поводу применения исполнительными органами властных полномочий, без которых такие органы не смогут осуществлять свои управленческие функции.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Административное правонарушение (понятие, состав)

Раздел 8.1. Понятие, предмет и метод, система административного права

Административное право — это отрасль права, регулирующий отношения в сфере государственного управления и устанавливающая ответственность за различные правонарушения, которые сопутствуют управленческой деятельности.

Иногда даже административное право называют правом управленческим. Административное право охватывает область управленческих отношений, которые необходимо отличать от других правоотношений, связанных с функционированием государственных органов. Это разграничение следует проводить по следующим признакам: A Управленческие отношения возникают в связи с реализацией закрепленной за органами исполнительной власти компетенции по регулированию различных сфер общественной жизни обеспечения и соблюдения прав и свобод человека, защиты всех форм собственности, охрана природы, экология, промышленность, торговля и Т.

Б Обязательным участником управленческих отношений являются органы исполнительной власти в соответствии с системой, определяемой Конституцией РФ Правительство РФ, министерства, ведомства, государственные комитеты и т. B Управленческие отношения складываются по поводу применения исполнительными органами властных полномочий, без которых такие органы не смогут осуществлять свои управленческие функции. Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами.

Предмет административного права включает в себя пять составляющих его частей. Во-первых, это общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях: от Президента РФ до администрации государственных предприятий, учреждений и организаций. Во-вторых, это внутриорганизационные отношения всех государственных органов.

Читать еще:  Позвонить в пресненский районный суд

Эти отношения охватывают информационно-аналитическую работу, делопроизводство, прием на работу, перемещение по службе, увольнение, дисциплинарную ответственность, поощрение, материально-техническое обеспечение и т. Вся эта деятельность носит вспомогательный, обеспечительный характер и регулируется нормами административного права.

В-третьих, к предмету административного права относится функционирование общегосударственного контроля, который осуществляется на территории всей РФ от имени государства. При этом контроль осуществляется в отношении всех государственных органов не только с точки зрения законности принимаемых актов и совершаемых действий, но и их целесообразности, чем коренным образом отличается от общего надзора органов прокуратуры.

Меры, принимаемые общегосударственным контролем, носят дисциплинарный характер, включая отстранение нарушителей от работы и денежный начет. В-четвертых, предмет административного права охватывает и деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Данные органы руководствуются Кодексом РФ об административных правонарушениях. В-пятых, к предмету административного права могут быть отнесены общественные отношения, возникающие в деятельности общественных объединений, которым государство передало некоторые свои государственно- властные полномочия.

Например, народным дружинам переданы некоторые полномочия государственных правоохранительных органов в сфере охраны общественного порядка, и народные дружинники могут осуществлять задержание нарушителей, составлять протоколы о правонарушениях. Регулируя общественные отношения, административное право применяет определенные способы воздействия на их участников, используя метод властных предписаний, то есть императивный метод, предписывающий неукоснительное соблюдение требований, изложенных в административно- правовой норме.

Он характеризуется состоянием подчиненности одной стороны гражданин воле другой стороны должностное лицо , их юридическим неравенством, обязательностью исполнения и отсутствием возможности выбора. Однако отношения господства и подчинения характеризуют взаимоотношения государственных органов и должностных лиц с гражданами или нижестоящими органами. Наряду с этим Кодекс РФ об административных правонарушениях обязывает граждан регулировать взаимоотношения в общественных местах самостоятельно с соблюдением и уважением прав и свобод друг друга, на основе добровольного соглашения, взаимодействия, координации, договора.

Административно-правовые нормы или источники административного права содержатся в большом количестве нормативных актов. В Конституции РФ устанавливается порядок формирования органов исполнительной власти, их компетенции.

Представительные органы субъектов РФ также могут принимать законодательные акты, содержащие нормы административного права. Указы Президенты РФ, имеющие нормативный характер. Постановления Правительства РФ, имеющие нормативный характер. Правительство своими постановлениями утверждает также различные уставы, положения, стандарты.

Приказы, постановления, министерств, агентств и служб РФ. Законодательства республик в составе РФ, указы президентов, постановления правительств, акты министерств и ведомств этих республик.

Постановления и распоряжения глав администраций. Акты органов местного самоуправления. Нормативные акты руководителей государственных предприятий и учреждений. Фоменко, — Самара. Понятие, предмет и метод, система административного права: Глава I. Предмет и метод гражданского процессуального права Формы защиты субъективных прав; судебная власть и правосудие по гражданским делам; понятие, предмет и метод гражданского процессуального права; система гражданского процессуального права 3.

Понятие, предмет и метод гражданского процессуального права Понятие, предмет и метод гражданского права. Понятие, предмет и метод гражданского процессуального права, его соотношение с другими отраслями права. Тема 1. Понятие и система избирательного права 1. Система исполнительного права Система административного права 1. Понятие, предмет и методы экологического права. Понятие, предмет, метод и принципы семейного права.

Источники семейного права Раздел 5. Понятие, предмет, метод, принципы трудового права. Источники трудового права Раздел 6. Понятие, предмет, метод и принципы уголовного права. Источник: Фоменко, Р.

Вы точно человек?

Известный российский ученый С. Алексеев, раскрывая социальную природу общих разрешений и общих запретов, отмечает, что право по своей природе является непосредственным выражением, ближайшим воплощением и проводником экономических и других глубинных процессов социальной жизни. Через нормы административного процессуального права можно обеспечить защиту прав, законных интересов граждан в сфере государственного управления. Именно через связь государства и человека профессор. Колпаков раскрывает социальное назначение административного права, указывая на наличие публичного интереса социальной общности, признан и удовлетворен государством путем его правового юридического обеспечения фиксации в нормах и установлении механизма реализации. Именно через нормы административного процессуального права можно обеспечить защиту прав, законных интересов граждан в сфере государственного управления Демский Е. Ведь административные процессуальные нормы регулируют вопросы административного судопроизводства, по которым суду предоставлено право: признании противоправными решения субъекта властных полномочий или отдельных его положений, действий или бездействия; отмены или признания недействительным решения или отдельных его положений; поворот исполнения этого решения или отдельных его положений с указанием способа его осуществления и др.

Понятие, предмет и метод административно-процессуального права

При выполнении контрольной работы студент должен показать умение работать с юридической литературой и законодательством, продемонстрировать способность анализировать не только законодательство, но и постановления Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ по вопросам административного судопроизводства, аргументировать сделанные выводы. Выполнение контрольной работы имеет следующие этапы: 1. Выбор варианта, изучение законодательства и юридической литературы; 2. Сбор, анализ, обобщение материала по теоретическому вопросу; 3. Составление плана ответа на поставленный теоретический вопрос и его изложение; 4. Решение задач; 5. Оформление контрольной работы. Вариант контрольной работы студентом выбирается следующим образом. В соответствии с первой буквы своей фамилии студент выбирает один из вариантов. В этом не трудно убедиться, если сравнить их с нормами, которые составляют Общую часть материального административного права: — закрепляющие принципы государственного управления, а также управления общественного; — определяющие правовое положение граждан в сфере управления; — регулирующие порядок организации и функционирования органов управления; — регулирующие порядок организации предприятий и учреждений; — регулирующие службу в органах управления; — определяющие правовое положение общественных организаций в сфере управления; — регулирующие порядок издания актов управления; — регулирующие применение мер убеждения и принуждения в сфере управления; — регулирующие контроль исполнения в управлении; — обеспечивающие соблюдение принципа законности в управлении.

Административно-процессуальное право

Вводные положения. Принятие КАС является важным этапом становления судебной власти в России. В соответствии с ч. Поэтому выделение административного судопроизводства среди форм осуществления полномочий судебной власти обусловило его отдельное правовое регулирование — в ГПК, АПК, а теперь и в КАС с сохранением специального правового регулирования в АПК. Таким образом, административное судопроизводство представляет собой урегулированный судебным административным процессуальным законодательством вид судебной деятельности, направленный на осуществление судебной власти в сфере административных и иных публичных правоотношений с целью защиты прав граждан и организаций и реализацию других задач административного судопроизводства.

Понятие административного судопроизводства его предмет метод и система кратко

Административный процесс. Структура административного процесса. Принципы административного процесса. Административные процедуры. Административное судопроизводство. Административно-процессуальное право.

Понятие, предмет и метод административно-процессуального права

Административно-процессуальное право сегодня находится в стадии активного развития. Это обусловлено и тем, что законодателем принимается все больше нормативных правовых актов, как целиком состоящих из административно-процессуальных норм, так и содержащих последние наряду с материальными административно-правовыми нормами.

Значительное увеличение количества административно-процессуальных норм, постоянная работа над их качеством и эффективностью, своеобразие регулируемых ими общественных отношений ставит вопрос об обосновании относительной автономии административно-процессуального права, выработке его понятия и характеристике предмета.

Традиционно основными критериями для выделения самостоятельной отрасли права являются предмет и метод правового регулирования.

Наиболее разработанной проблема предмета административно-процессуального права выступает в работах основоположника административно-процессуального права профессора В.Д. Сорокина, защитившего в 1968 г. на юридическом факультете Ленинградского государственного университета докторскую диссертацию «Вопросы теории административно-процессуального права».

При определении круга общественных отношений, входящих в предмет административно-процессуального права, следует учитывать следующее. В деятельности органов государственного управления постоянно и непрерывно возникают управленческие дела, которые требуют своего разрешения.

Кроме того, граждане, их объединения, организации, предприятия и учреждения также испытывают постоянную необходимость обращаться в органы государственного управления за разрешением таких дел (регистрация, лицензирование, выдача различных разрешений, справок). Для того чтобы правильно решить то или иное административное дело, необходимо реализовать соответствующую норму материального административного права в конкретном индивидуальном деле. Большинство материальных норм административного права не могут быть реализованы произвольно, а лишь в определенном порядке, который собственно и регулируется административно-процессуальным правом.

Статья 72 (п. «к» ч. 1) Конституции РФ среди предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации выделяет административное и административно-процессуальное законодательство, что дает основание рассматривать их как две самостоятельные, хотя, разумеется, и связанные между собой отрасли российского законодательства.

Любая отрасль законодательства представляет собой обособленную, относительно самостоятельную систему нормативных правовых актов, содержание которых составляют соответствующие правовые нормы, имеющие в качестве предмета регулирования сферу однородных общественных отношений, то есть отрасль права.

Административное законодательство — система законов, в которых имеются нормы административного права .

Бахрах Д.Н. Указ. соч. С. 52.

Административно-процессуальное законодательство является одной из наиболее молодых и динамично развивающихся отраслей российского законодательства и может рассматриваться как совокупность источников административного процесса, упорядоченная соответствующим образом.

Административно-процессуальное законодательство неразрывно связано с административным, даже та его часть, которая формально обособлена от него в виде отдельных административно-процессуальных актов. Тем самым административно-процессуальное законодательство является составной частью административного законодательства.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что при всей зависимости процессуальных отраслей от соответствующих материальных первые отнюдь не могут рассматриваться как производные от вторых.

Читать еще:  Ответственность работника служебная информации

Каждая процессуальная отрасль сохраняет свое самостоятельное положение, хотя ее предмет и формируется под влиянием особенностей группы общественных отношений, которая составляет предмет правового регулирования одноименной материальной отрасли. Поэтому предмет процессуальной отрасли права выглядит более сложным в структурном отношении, нежели предмет материальной отрасли, поскольку включает несколько элементов, а именно: фактическое общественное отношение, ставшее предметом регулирования материальной отрасли, материальное правовое отношение, опосредующее данное общественное отношение и являющееся, следовательно, его своеобразной второй стадией.

Продолжая характеристику предмета административно-процессуального права, следует отметить, что на этот предмет, несомненно, оказывает влияние и наличие соответствующего вида процесса: гражданского, административного и уголовного. Как уже отмечалось, процессуальное право регулирует не только отношения, складывающиеся в ходе осуществления того или иного вида процесса, но и различные стороны самой этой процессуальной деятельности путем установления определенных правил ее отправления.

Для того чтобы очертить круг отношений, составляющих предмет административно-процессуального права, прежде всего следует обратиться к характеристике предмета материального административного права. Поскольку отношения, регулируемые материальным административным правом, входят основной частью в предмет административно-процессуального права, постольку характеристика предмета материального административного права в принципе будет приемлема и для характеристики предмета процессуального административного права.

Предмет административно-процессуального права — сложное структурное явление, объединяющее три составные части: а) общественные отношения, регулируемые материальным административным правом и, следовательно, выступающие как материальные административно-правовые отношения, реализация которых обеспечивается с помощью административного процесса; б) те общественные отношения, регулируемые нормами гражданского, трудового, финансового, семейного и других отраслей российского права, которые (отношения) связаны с решением задач государственного управления, т.е. осуществления исполнительной власти, и для своей реализации требуют процессуальных действий органов исполнительной власти; в) сама процессуальная деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, управомоченных на это законом .

Административно-процессуальное право: курс лекций / Под ред. А.И. Каплунова. М.: ЦОКР МВД России, 2009. С. 42, 43.

Пожалуй, самая существенная особенность предмета любой процессуальной отрасли российского права состоит в том, что если в предмет материальной отрасли входят только качественно обособленные общественные (фактические) отношения, то в предмет процессуальной отрасли входят не только эти отношения, ставшие теперь уже правовыми под воздействием норм данной отрасли материального права, но и процессуальная деятельность соответствующих государственных органов исполнительной власти.

У процессуальной отрасли двуединая задача — регулировать правовые отношения, с одной стороны, и сам порядок их реализации, т.е. определенную разновидность процесса, — с другой. Отсюда следует:

Предмет административно-процессуального права — материальные правовые отношения, складывающиеся в связи с осуществлением задач государственного управления, и административно-процессуальная процедура их реализации .

Сорокин В.Д. Указ. соч. С. 85, 86.

Предметом регулирования административно-процессуального права являются материальные правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением задач государственного управления, а также деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, урегулированная административно-процессуальными нормами.

Административно-процессуальное право использует императивный метод регулирования общественных отношений. Наиболее выраженным является такой элемент этого метода, как предписание, которое прежде всего обращено к субъектам государственного управления. Вывод:

Административно-процессуальное право — система правовых норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся при рассмотрении и разрешении индивидуальных административных дел, а также возникающие при осуществлении административного правотворчества .

Сорокин В.Д. Указ. соч. С. 85 — 86.

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия
«Административно-процессуальное право»

Административное судопроизводство — это. Определение, задачи, принципы и виды

Административное судопроизводство – это деятельность судов по рассмотрению споров граждан и организаций с органами власти. Она регулируется КАС и другими законами.

Понятие административного судопроизводства

Административное судопроизводство – это система рассмотрения споров, возникших на общих основаниях. На деле еще жива дискуссия о сущности и границах административного судопроизводства. Некоторые юристы считают, что его частью являются дела, подлежащие рассмотрению согласно КоАП.

На сегодняшний момент законодатель придерживается иной концепции, которая и реализована путем принятия КоАП и КАС.

Соотношение с гражданским процессом

К сожалению, по формальным признакам сферы действия гражданского и административного судопроизводства сейчас не разграничить. Как определить, к какой сфере относится дело с участием чиновников, если о нем не говорится в процессуальных кодексах?

В 2015 году было издано письмо ВС РФ с подписью председателя коллегии по гражданским делам. В документе достаточно четко описано, к какой категории относить, например, пенсионные споры и дела о бездействии чиновников в вопросе постановке на жилищный учет. Письмо вызвало резонанс в среде практикующих юристов, однако не учитывать его нельзя. К тому же оно заполнило серьезный законодательный пробел.

Административное дело

Административными делами считаются споры, возникающие между органами власти и гражданами либо организациями. В ст. 1 КАС дан полный перечень дел, которые относятся к административному процессу.

Что в него входит? Вопросы:

  • о нарушении избирательных прав;
  • об оспаривании законности действия или бездействия органа власти или военного управления, отдельного чиновника;
  • об оспаривании законности нормативного акта;
  • об оспаривании законности ненормативного акта (индивидуального действия, например, приказа о наложении взыскания на военнослужащего);
  • об оспаривании действий и бездействия квалификационных коллегий судей;
  • о получении компенсации за нарушение разумного срока судопроизводства;
  • об обязанности уплаты налогов и налоговых санкций;
  • о законности существования СМИ, политических партий и религиозных организаций;
  • о депортации иностранцев или лиц без гражданства;
  • о госпитализации в психиатрическую или противотуберкулезную больницу.

Суды, рассматривающие административные споры

Административное судопроизводство – это деятельность судов всех уровней: мировых, районных, областных, краевых, республиканских и Верховного суда страны.

Основная масса дел рассматривается мировыми и районными судами в первой инстанции.

Истец обязан выбрать суд, исходя из места нахождения ответчика за исключениями, указанными в законе.

Первой инстанцией для некоторых дел служат суды второго уровня (суды области края, республики, города федерального значения). В некоторых случаях истцу дается право выбрать, в какой суд обращаться.

В систему судов административного судопроизводства включены лишь общие суды. Например, если коммерческая организация желает оспорить действия чиновника или органа власти или законность нормативно-правового акта, она обращается в арбитражный суд. Налоговые споры с участием коммерческих организаций решаются также в системе арбитража. Т.е. если экономическая деятельность предпринимателя или юридического лица затрагивается действиями чиновников, заявление рассматривают исключительно в арбитражном суде.

Принципы рассмотрения споров

Принципы административного судопроизводства – это базовые идеи, заложенные в систему производства. Это идеал, к которому надлежит стремиться. Они непосредственно изложены в кодексе. В перечень включены:

  • независимость суда;
  • равенство участников процесса перед законом;
  • обязанность суда разрешать споры, руководствуясь законностью и справедливостью;
  • рассмотрение споров в разумный срок и исполнение судебных актов, так же в разумный срок;
  • непосредственность разбирательства;
  • состязательность сторон;
  • гласность и открытость разбирательства;
  • активная роль суда.

Независимость суда и равенство сторон

Независимость означает исключение давления на суд со стороны участников процесса либо кем-то посторонним с целью повлиять на принятие решения.

Равенство означает равное положение, равный объем прав и обязанностей участников процесса.

Законность и справедливость разбирательства в разумные сроки

Законность – рассмотрение споров согласно положениям нормативно-правовой базы. Законность часто конфликтует со справедливостью, и их совмещение на практике постоянно вызывает проблемы.

Разумный срок – спор должен решаться в отведенные законом рамки. Так же должно исполняться и решение суда.

Непосредственность разбирательства, принцип состязательности и открытости

Непосредственность разбирательства – суд принимает решение исключительно на доказательствах, исследованных при участии сторон в судебном процессе. Запрещено использовать в деле доказательства, которые не рассмотрены в процессе.

Состязательность процесса – каждая сторона обязана обосновывать свои доводы и предоставлять доказательства.

Гласность и открытость дает право любому желающему посетить заседание суда, информация о процессе должна быть общедоступной, решение суда также должно находиться в открытом доступе.

Активная роль суда

Административное судопроизводство – это, прежде всего, особое положение суда в процессе.

Судья вправе выйти за рамки требований иска, истребовать доказательства и вызывать свидетелей на свое усмотрение без ходатайства сторон. Активная роль суда обосновывается фактическим неравенством гражданина и организации перед органами власти.

Цели административного правосудия

Задачи административного судопроизводства включают в себя несколько пунктов:

  • доступ к правосудию;
  • защита нарушенных прав и интересов граждан и организаций;
  • правильное рассмотрение споров в указанные сроки;
  • укрепление законности.

Доступ к правосудию означает отсутствие препятствий для обращения в суд, обжалования его решений и т. д.

Защита нарушенных прав – это то, что обычно служит поводом подачи иска. Интересы – некие гарантии, предоставленные государством, возможность реализации тех или иных прав.

Правильное и своевременное разрешение спора – выполнение судом всех норм закона в рамках сроков, предписанных законом, в ходе рассмотрения дела.

Укрепление законности – пресечение незаконных действий органов власти, чиновников, которые являлись предметом обращения в суд или были выявлены в ходе процесса.

Виды административного судопроизводства

КАС предусматривает две формы судебного разбирательства:

  • исковое производство;
  • выдача судебного приказа.

В первом варианте подается иск и разбирательство производится в судебном заседании. Выслушав доводы сторон и изучив представленные доказательства, судья принимает решение.

Судебный приказ выносится на основе заявления и приложенного к нему пакета документов. Решение выносится без вызова и участия сторон. Если судья согласился вынести приказ, его копия с приложенными материалами отправляется должнику. Предоставляется 10 суток на написание заявления о несогласии с приказом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector