Содержание

Что такое бесконтактное дтп

Оформление бесконтактного ДТП

Одной из разновидностей происшествия на трассе является бесконтактное ДТП. Оно подразумевает создание препятствия другому автомобилисту, который, в свою очередь, вредит третьим лицам, но с виновником при этом столкновения не происходит. Такое часто случается на перекрестках, где не хотят уступать дорогу, разворачиваются в запрещенных местах или пытаются быстро проскочить на красный свет. ДТП без ущерба в такой ситуации не бывает, так как повреждения получает автомобиль или дорожные объекты. Сложность оформления компенсации заключается в том, что непосредственного столкновения с виновником не происходит. Но если доказать его причастность, то проблем с выплатой не будет.

Что такое бесконтактное ДТП

Бесконтактное ДТП представляет собой ситуацию на дороге, когда один участник создает препятствие для другого. В результате такой помехи получает вред третья сторона: он бывает моральным, физическим или материальным. Прямого контакта при этом с виновником не происходит. К примеру, водитель делает разворот в запрещенном месте, а авто двигающееся навстречу уходит вправо, чтобы не допустить столкновения и врезается в дерево. Сложность такой разновидности ДТП заключается в следующем:

  • Виновник безнаказанно скрывается с места происшествия, и найти его не представляется возможным.
  • Неправильная трактовка случившегося, из-за которой ответственность несет потерпевшая сторона.
  • Трудность в привлечении к ответственности лицо, не получившее повреждений в аварии.

Внимание! Если не пострадали люди, а транспортные средства полностью целы, то это не классифицируется как авария. Получить моральный вред с виновника не удастся. Ущерб, хотя бы минимальный, должен присутствовать. Знать, что такое бесконтактное ДТП, нужно всем водителям, чтобы понимать в каких ситуациях и как следует привлекать к ответственности виновное лицо

Нюансы ДТП без контакта

Характерным отличием бесконтактного ДТП является отсутствие повреждений у виновника происшествия, так как он лишь провоцирует ее, но сам в ней не участвует. Добиться справедливости в этом случае водителю помогают юристы. Большим преимуществом будут являться записи с видеорегистратора. К тому же важно проследить, чтобы в протоколе не было указано, что водитель вместо торможения принял решение совершить маневр. В этой ситуации взыскания с виновника или компенсации от страховой не будет. Почему происходит бесконтактное ДТП:

  • Агрессивный стиль вождения. Есть ряд водителей, которые передвигаются по дороге, мало обращая внимание на других участников движения, что приводит к аварийным ситуациям.
  • Неправильно выбранная дистанция. Когда до ближайшего авто слишком маленькое расстояние, то предпринять меры, предотвращающие столкновение, трудно.
  • Нарушение скоростного режима. Слишком быстрая езда, обгоны на узких дорогах, все это приводит к тому, что другие автомобилисты вынуждены избегать столкновения опасными способами.
  • Несоблюдение ПДД. Самая распространенная причина. Чаще всего это проезд на красный свет, обгон на закрытом повороте и другое.

Бесконтактное ДТП регламентируется теми же положениями, что и иные разновидности происшествий на трассах. Поэтому правила оформления должны также соблюдаться. Если получен ущерб в виде повреждения авто, и второй участник согласен со своей виной, вызывать инспекторов ГИБДД не обязательно. При обоюдном решении составляется европротокол. По нему получить компенсацию можно не более 100 тыс. руб.

Правила оформления

Авария без прямого контакта оформляется в общем порядке. После происшествия стороны должны остановить транспортные средства, выйти из машин, оценить примерный размер полученного ущерба. Согласно положениям ПДД выставляется аварийный знак на расстояние 15 м в городе, и 30 м за пределами населенного пункта. Если есть пострадавшие, необходимо вызвать скорую помощь и оповестить ГИБДД о случившемся.

Совет! До приезда инспекторов необходимо сделать фотографии или начать видеозапись, опросить свидетелей, оказать первую помощь потерпевшим. Все показания будут внесены позже в протокол. Категорически запрещено оставлять место аварии, пытаться догнать виновника или решить все миром, когда есть люди с травмами.

Как определяется виновник

Так как физического контакта между автомобилями не происходит, сложнее всего определить, кто был виновником аварии. Самым достоверным доказательством является видеофиксация на регистраторе, но если нет номеров, то привлечь к ответственности скрывшегося с места происшествия водителя будет достаточно проблематичным. Занимаются этим правоохранительные органы. В чем заключается сложность:

  1. Виновник создал помеху, а сам скрылся с места аварии.
  2. Пострадавшего привлекли к ответственности из-за некорректной трактовки пункта 10.1 ПДД.
  3. Помеху создал пешеход, пересекающий дорогу в неподходящем месте.
  4. Спровоцировал аварийную ситуацию дикий зверь.

Важно знать! Если владельцем транспортного средства является юридическое лицо, то выплату пострадавший взыскивает с него. Доказать вину конкретного водителя может автотехническая экспертиза.

Меры наказания

Оформляется бесконтактная авария как обычное ДТП. Виновник ничего не платит со своего кармана, но только при условии предоставления действующего полиса ОСАГО, подтверждающего застрахованную гражданскую ответственность. Наказание ему назначает суд, в зависимости от нарушенных им положений ПДД. В каждой ситуации они обычно разные.

Ответственность за оставление места аварии

Оставление места ДТП виновником бесконтактной аварии является довольно распространенной ситуацией. Таким способом многие пытаются избежать ответственности. Но это действие влечет за собой неприятные последствия, которые выражаются в следующем наказании:

  • Лишение водительских прав сроком до 1,5 лет.
  • Административный арест на 15 дней.
  • Штрафная санкция в размере дохода за полгода.

Поэтому категорически запрещено покидать место происшествия, если неправильный маневр стал причиной столкновения другого участника движения со столбом или вторым авто. Тогда последствия будут серьезнее, чем наказание, определенное за бесконтактное ДТП.

Будет ли возмещение от страховой

Многих водителей интересует вопрос, проходит ли бесконтактное ДТП по ОСАГО, чтобы получить выплаты. Тут нет однозначного ответа, так как все напрямую зависит от правильности составления документов, а также привлечения виновника к ответственности. Во многих случаях страховая компания отказывает, так как водитель ударяется о столб и однозначных доказательств причастности третьего лица нет.

Из-за неправильного маневра другого водителя часто автомобилисты врезаются в столбы или ограждения. Тогда рассчитывать на выплаты не стоит, так как действия признаются противоправными. Добиться компенсации получится только в той ситуации, когда экспертиза выдаст заключение, в котором отражено, что технически такого столкновения избежать было не возможно. То есть должна быть документально обоснована причинно-следственная связь с действиями виновника и полученным результатом.

Важно знать! Также важно, что написано в протоколе ГИБДД. Если в нем указан виновник и пострадавший, то выплату за бесконтактное ДТП получают в рамках ОСАГО. Урегулировать вопрос компенсации можно сразу, если вторая сторона не скрылась с места происшествия. Но такое случается крайне редко.

Обращение в суд

Отстаивать свои права и требовать возмещение за ущерб, полученный в бесконтактном ДТП можно и другими способами. Куда обращаться, если отказала страховая: в суд, представив все доказательства, которые есть «на руках». Практика показывает, что в этом случае шансов добиться положительного решения больше. При написании искового заявления необходимо делать акцент на имеющихся подтверждениях своей правоты. Это протокол, выданный сотрудниками ГИБДД, записи видеорегистратора, письменные свидетельства сторон.

Суд рассматривает все обстоятельства дела и принимает решение, исходя из наличия нарушений прав. Бесконтактное ДТП представляет собой сложную ситуацию на дороге, возникшую по причине неудачного маневра. Определение трактует даже Верховный суд в своих постановлениях. Виновник непосредственно не участвует в столкновении, а только его провоцирует. Сложность такого дела заключается в том, что привлечь к ответственности вторую сторону крайне сложно, как и получить компенсацию. Но если знать основные правила определения виновника, то шансов на эффективную защиту своих прав будет больше.

Бесконтактное ДТП

Бесконтактное ДТП — это авария, при которой водитель одного транспортного средства создает помеху для движения другого. Результатом такого происшествия является причинение вреда имуществу третьего лица. Распространенными причинами аварии является внезапный выезд на главную дорогу, подрезание, резкие повороты. Водитель, пытаясь избежать лобового столкновения, сам врезается в ограждение, другое транспортное средство или дерево. Иногда виновниками подобных аварий оказываются пешеходы, которые тоже могут внезапно выбегать на проезжую часть.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с бесконтактным ДТП, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с бесконтактным ДТП, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

В чем заключается сложность инцидента, что не является ДТП?

Очень часто виновники проблемной ситуации на дороге, а именно те, кто создал помеху для автомобиля, едущего по правилам, скрываются с места происшествия. Нередко имеет место неправильное трактование правил дорожного движения. Некоторые автомобилисты считают, что не нужно объезжать препятствие, а следует тормозить до момента остановки транспортного средства. В результате, даже тот, кто пытался избежать ДТП, признается как виновный. Иногда водителям, спровоцировавшим опасную ситуацию на дороге, удается переложить часть своей вины на потерпевшего. Они делают это, ссылаясь на предписание правилами необходимость движения автомобиля со скоростью, позволяющей его вовремя остановить. Апеллировать виновникам удается и дистанцией.

Внимание! Если в результате инцидента на дороге не пострадали люди или имущество третьих лиц, то он не считается дорожно-транспортным происшествием. Это также касается ситуаций, когда во избежание лобового столкновения водителю пришлось выехать с проезжей части.

Как вести себя на дороге при угрозе?

Наверняка вам известен коварный пункт 10.1 в правилах дорожного движения, свидетельствующий о том, что при возникновении опасной ситуации, управляющий транспортным средством должен максимально снизить скорость движения, вплоть до остановки. По причине того, что сделать это невозможно, инспекторы ГИБДД используют пункт 10.1 для обвинения водителя, который попытался избежать столкновения.

Читать еще:  Принцип прозрачности открытости бюджетной системы рф на практике

Юристы подобные ситуации разделяют на несколько категорий:

  • те, которые можно избежать не только торможением, но и маневрированием;
  • предотвратить столкновение лоб в лоб можно только торможением;
  • условия, в которых снижение скорости не является гарантией смягчения последствий дорожно-транспортного происшествия.

Водителям нужно всегда помнить о таком правиле дорожного движения, как 1.5. Оно гласит о том, что водитель должен поступать так, чтобы не создать опасную ситуацию и не причинить вред. Это означает, что если при торможении вероятность нанесения вреда велика, то нужно осуществлять маневр. Сложно однозначно ответить на вопрос — маневрировать или тормозить, потому что невозможно заранее рассчитать, при каком поведении автомобилей ущерб будет наименьшим. Действовать всегда старайтесь по ситуации, но не забывайте, что при торможении в своей полосе виновность другого водителя будет доказать проще.

Процедура правильного оформления дорожно-транспортного происшествия

Как обычно, водителями подаются документы в страховую после ДТП, это делается с целью получения компенсационных выплат на ремонт транспортного средства, возмещение убытков. Здесь очень важно следовать определенному алгоритму действий. Официальное оформление бесконтактного ДТП по ОСАГО мало чем отличается от классического. Первым делом, в подобной ситуации нужно вызвать наряд ГИБДД.

В любой аварийной ситуации большую роль играет запись с видеорегистратора, особенно это касается такой нестандартной, как бесконтактное происшествие. Сюда же можно отнести и свидетельские показания. Со своей стороны, если виновник аварии скрылся с места преступления, вы должны предпринять меры, чтобы найти очевидцев, видео (возможно с других автомобилей, находящихся рядом).

Особенно важным моментом является фиксирование в документах истинной причины дорожно-транспортного происшествия. Если говорить точнее, это маневр/другое действие, совершенное в разрез правилам дорожного движения автомобилем, который сам не пострадал, но спровоцировал аварию. Причиной также могут быть негативные дорожные условия.

Внимание! Инспекторами ГИБДД часто подобные происшествия оформляются таким образом, что оказывается, что пострадавшая сторона просто не справилась с управлением, из-за чего нанесла вред своему автомобилю, имуществу третьих лиц.

Из этого следует, что к оформлению документов следует относиться с максимальной внимательностью. В противном случае вы можете получить отказ в выплате по ОСАГО Росгосстрахом. При наличии неясностей к делу привлекаются автотехнические эксперты. С их помощью, шансы выяснить, насколько правомерными были действия водителей, а также что именно послужило причиной бесконтактной аварии, увеличиваются.

Страховые выплаты — куда обращаться?

С тем, что это бесконтактное ДТП, разобрались, теперь самое время перейти к возмещению ущерба. Специфические дорожно-транспортные происшествия относятся к страховым случаям, покрываемым полисом Обязательного страхования автогражданской ответственности. Если установлен виновник происшествия, то получить страховые выплаты вполне реально. Но! Это возможно только в случае, если имело место столкновение транспортных средств. По официальной информации РСА, обращаться потерпевшая сторона должна в страховую компанию, которая обслуживает виновника ДТП.

Кроме того, что полагается за бесконтактное ДТП по ОСАГО водителям интересно, какое наказание предусматривается законом? Независимо от того, участвовало ли транспортное средство, спровоцировавшее аварию, в столкновении или нет, виновник все равно привлекается к административной ответственности. За сокрытие с места происшествия предусматривается лишение прав на длительный срок. Единственным способом смягчить наказание в данном случае является убеждение судьи в том, что по незнанию, вашими действиями было спровоцировано ДТП. Практика показывает, что сделать это крайне трудно и без профессионального адвоката не обойтись.

Бесконтактное ДТП

Бесконтактное ДТП – название вида аварий, при котором действия водителя провоцируют ДТП, но непосредственно его автомобиль участия в столкновении не принимает. Данный термин не имеет официального закрепления, ни один нормативно-правовой акт не пользуется подобной терминологией. Однако в проектах, находящихся на рассмотрении в ГД содержатся некоторые схожие понятия.

Вопрос бесконтактного ДТП является очень сложным именно с правовой точки зрения. С одной стороны действия водителя стали прямой причиной столкновения автомобилей, а с другой – он в самой аварии участия не принимал. В связи с этим возникают сложности на практике по применению норм в подобных ситуациях.

Бесконтактное ДТП. Что это?

Никакого юридически закрепленного определения не существует, поэтому можно говорить только из того, что понимается на практике. Иногда вместо этого понятия используется «опасное вождение», что означает такие действия водителя на дороге, в результате которых было спровоцировано ДТП. Однако между ними существует разграничение, поскольку опасное вождение далеко не всегда приводит к столкновению между автомобилями.

Таким образом, бесконтактное ДТП – это авария, произошедшая из-за действий другого водителя, который в непосредственном столкновении участия не принимал. Спровоцировать аварию можно различными способами: создание помехи, нарушение правил, неосторожность и любые другие действия. Главное, чтобы при этом автомобиль виновника не получил повреждений.

Один из самых распространённых примеров, когда водитель не обозначает свои действия на дороге. Например, из-за не включённого сигнала поворота остальным водителям пришлось прибегнуть к резкому торможению, что привело к аварии. Водитель, не обозначивший свой манёвр при этом продолжает движение.

Существуют многочисленные споры может ли признаваться падение груза, либо столкновение со стоящим автомобилем в качестве бесконтактного ДТП. Если исходить из правил дорожного движения, то ДТП всегда происходит в ходе движения. Однако судебная практика и прямое урегулирование по данному вопросу практически отсутствует, поэтому дать однозначный ответ невозможно. Здесь придется исходить из конкретной ситуации и обстоятельств произошедшего.

Ключевые особенности такого ДТП

Бесконтактное ДТП влечет последствия аналогичные обычному дорожному происшествию, однако оно обладает следующими особенностями:
  • наличие стороны нарушителя из-за которой произошло столкновение. При этом нарушитель не получает прямого ущерба от ДТП;
  • в связи с отсутствием осознания вины у нарушителя, такие ДТП очень часто покидаются. Наказать за оставление места ДТП будет также сложно, поскольку доказать наличие вины практически невозможно;
  • специальных норм для таких ДТП не предусмотрено, поэтому применяются общие положения, что значительно затрудняет их толкование;
  • данное ДТП является страховым случаем, но доказать все факты произошедшего будет сложно.

Вышеперечисленные особенности являются основными, однако не единственными. В связи с отсутствием полноценного нормативного регулирования на сегодняшний день сложно установить все особенности бесконтактного происшествия.

Оформление ДТП

Независимо от обстоятельств и причин аварии, любое ДТП должно быть оформлено в установленном законом порядке. Данное требование является обязательным для получения страховой выплаты в дальнейшем.

Сегодня существует 2 основных варианта для оформления ДТП: самостоятельно или с сотрудниками ГИБДД. Второй способ наиболее распространен, он дает определенную гарантию, но при этом придется потратить большое количество времени в день аварии, а также в дальнейшем на остальные процедуры оформления.

ВАЖНО . Самостоятельное оформление ДТП без инспекторов ГИБДД появилось давно, однако большой популярностью не пользовалось. В последние годы законодатель вносил существенные изменения, которые еще более упростили процедуру и сделали ее доступной для большого количества водителей.

Теперь, чтобы оформить ДТП самостоятельно, достаточно выполнения следующих условий:
  • в результате происшествия не был причинен вред здоровью людей, а равно нет погибших;
  • в результате аварии ущерб был причинен только 2 транспортным средствам;
  • размер причиненного ущерба не превышает 100 тысяч рублей;
  • участники аварии смогли решить вопрос самостоятельно, не имеют противоречий и определили виновного.

Самостоятельное оформление ДТП происходит по европротоколу. Этот документ полностью признает страховыми организациями и по нему можно получить выплату.

Особенности оформления при бесконтактном ДТП

Законом данный вопрос никак не регулируется, поэтому необходимо основываться на общих положениях, а также сложившейся практике. Куда обращаться для оформления, произошедшего ДТП? В большинстве случаев в такой аварии водители вряд ли смогут достичь соглашения и решить вопрос самостоятельно, поэтому придется вызывать сотрудников ГИБДД.

После приезда инспектора на место он начнет устанавливать обстоятельства произошедшего, попробует привлечь как можно больше очевидцев. В таких случаях установить виновность водителя на месте может быть очень сложно, поэтому вполне возможно понадобится экспертиза в дальнейшем.

Чаще всего задача инспектора в таком случае проверить факты совершения правонарушений, составить протокол, собрать доказательства. Из-за сложности обстоятельств вероятно судебное разбирательство. При наличии достаточных оснований водитель может быть признан виновным в ДТП, на основании чего остальные участники смогут сразу требовать выплат по ОСАГО.

ВНИМАНИЕ . Европротокол также может быть составлен, если виновный водитель добровольно согласится на это. Водители самостоятельно заполняют бланк, при этом инспекторы ГИБДД не вызываются на место. Такой способ наиболее удобен при небольших авариях, когда причиненный вред относительно незначительный.

Для оформления ДТП таким способом необходимо выполнить следующие этапы:
  • подготовить достаточное количество доказательств в виде фотографий, либо видеозаписи. В дальнейшем это будет основным условием для предоставления страховой выплаты. Не стоит игнорировать данный пункт. Чем больше фотографий с места аварии, тем лучше для самого водителя. Также необходимо составить примерную схему произошедшего ДТП;
  • после окончания фотографирования, стороны могут передвинуть свои автомобили в другое место, чтобы не мешать иным участникам движения. Необходимо при этом соблюдать правила дорожного движения и осторожность, чтобы не спровоцировать новой аварии;
  • в конце заполняется специальный бланк, куда вносится вся необходимая информация. К бланку прикрепляют иные доказательства и материалы. Обе стороны должны подписать составленный протокол.

Составленный документ может быть использован для получения страховой компенсаций в дальнейшем. Стоит отметить, что оформление евпропротокола может происходить только на специальном бланке, произвольная форма не допускается. С 2018 года были введены новые формы, в связи с чем старые утратили свою силу.

Что такое бесконтактное дтп

Бесконтактное ДТП: оформление и получение страховой выплаты по ОСАГО

Статья содержит подробный анализ вопросов, связанных с бесконтактными дорожно-транспортными происшествиями, мы исследуем механизм бесконтактного ДТП и его виды, из содержащегося в статье материала читатель узнает о том, как правильно оформить и документировать бесконтактное ДТП, какие действия следует предпринять потерпевшему для получения страховой выплаты в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО.

Содержание статьи:

Бесконтактное дорожно-транспортное происшествие, его понятие и виды

Следуя определению понятия дорожно-транспортного происшествия, содержащегося в Правилах дорожного движения (ПДД РФ), под которым понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб, отметим, что при бесконтактном ДТП транспортное средство, в процессе движения по дороге создаёт реальную опасность для окружающих и причиняет указанный в определении вред, опосредованно, то есть без физического взаимодействия с объектом (человеком, автомобилем, зданием, сооружением и прочее).

Возможны и иные варианты бесконтактных дорожных ситуаций, следствием которых является причинение вреда. Первичная опасность, которая «запускает» процесс ДТП может создаваться действиями водителя, пешехода, пассажира.

В качестве примера рассмотрим ситуацию, в которой один участник происшествия (условно «виновный») своими противоправными действиями создает реальную опасность для движения второму участнику происшествия (условно «первый потерпевший»), в результате чего последний, причиняет вред третьему лицу (условно «второй потерпевший»).

Читать еще:  Форма одностороннего расторжения договора об оказании юридических услуг

При этом действия виновника являются причиной для возникновения и причинения вреда, как первому, так и второму потерпевшим. В такой конструкции первый потерпевший из-за действий виновника, невольно причиняет вред второму потерпевшему.

Основными видами бесконтактных дорожно-транспортных происшествий являются: наезд на препятствие, наезд на пешехода, столкновение транспортных средств, опрокидывание транспортного средства, выпадение (падение) пассажира (груза).

Механизм бесконтактного дорожно-транспортного происшествия

Под механизмом дорожно-транспортного происшествия понимается комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, характеризующих дорожно-транспортное происшествие, позволяющих выявить все его стадии и причину возникновения. Механизм бесконтактного ДТП имеет присущую ему специфику.

В целях незаконного получения страховых выплат, механизм такого происшествия часто используют страховые мошенники. Поэтому, каждое такое страховое событие всегда вызывает у страховщиков подозрения. Страховые компании часто отказывают потерпевшим в выплате страхового возмещения, что не оставляет последним никакого выбора. Добиваться страховых выплат приходится в судебном порядке. Для того, чтобы усилия потерпевших были не напрасными, им следует в суде доказать, что вред, подлежащий возмещению страховщиком по ОСАГО, причинен именно в результате наступления страхового случая – дорожно-транспортного происшествия.

Истец, инициировавший судебную тяжбу, должен чётко представлять механизм рассматриваемого дорожного происшествия и на его основе, представить суду необходимые для удовлетворения иска доказательства. Проанализируем механизм происшествия и его законные последствия на следующем примере.

Водитель автомобиля К., управляя технически исправным транспортным средством, при совершении манёвра — обгона большегрузного тягача — длинномера, двигавшегося в попутном с ним направлении, выехал на полосу, предназначенную для движения транспортных средств во встречном направлении, по которой двигался автомобиль под управлением водителя М. Не рассчитав расстояние до встречного автомобиля, водитель К., создал опасность для движения водителю М., который в соответствии с пунктом 10.1 ПДД РФ, во избежание столкновения, вынужден был применить экстренное торможение и повернул рулевое колесо вправо.

В результате резкого торможения и предпринятого водителем М. манёвра, автомобиль под его управлением., выехал на обочину дороги и опрокинулся в кювет. Данный маневр водитель М., совершил в виду реальной опасности, во избежание столкновения с автомобилем, выехавшим на его полосу движения, которым управлял водитель К., для предотвращения возможного вреда жизни и здоровью людей, также имущественного ущерба.

Прибывшие на место происшествия сотрудники ГИБДД по записям камер наружного наблюдения и видеорегистратора, установили водителя К. Однако, в ходе дознания вина водителя К., не была доказана. Причиной опрокидывания автомобиля, по мнению сотрудников ДПС, явились действия водителя М., предпринявшего маневр вправо. После обращения в страховую компанию водителю М., было отказано в выплате страхового возмещения.

У потерпевшего водителя М., возникает вопрос: насколько обоснованы выводы ГИБДД относительно причины происшествия, влекущие за собой отказ в выплате по ОСАГО? Ответ на такой вопрос лежит в понимании и правильной оценке механизма рассматриваемого события.

С одной стороны (точка зрения ГИБДД): нет столкновения – нет и причастности к ДТП водителя К. Так как водитель М., повернул на обочину, не справился с управлением автомобиля и допустил его опрокидывание. С другой стороны (точка зрения водителя М.,): водитель К. нарушил правило обгона, предусмотренное пунктом 11.1 ПДД РФ, согласно которого: прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Каким образом доказать потерпевшему М., вину водителя К.? Ответ очевиден – только в суде и только путём назначения специальных судебных экспертиз.

Подробности в статьях:

Определение экспертами – автотехниками и трасологами наличия – отсутствия технической возможности у водителей К. и М. избежать столкновения транспортных средств путем снижения скорости, при точном и своевременном выполнении норм ПДД РФ и механизма ДТП, позволит всё расставить на свои места.

Таким образом, правильное понимание и оценка механизма бесконтактного ДТП позволяет истцу – водителю М., доказать основание заявленных исковых требований, а суду, сделать вывод том, наступила ли гражданско-правовая ответственность водителя К. Так как, наличие оснований для гражданской ответственности причинителя вреда К., согласно ст. ст. 1064, 1079 ГК РФ, влечет за собой возникновение обязанности у страховщика возместить страховой вред потерпевшему М., в рамках ОСАГО.

Оформление бесконтактного дорожно-транспортного происшествия

Процедура оформления и документирования дорожно-транспортных происшествий, в части требований, относящихся к водителям транспортных средств, регламентируются, п. п. 2.6, 2.6.1 ПДД РФ.

Бесконтактное происшествие, в силу присущих и, рассмотренных выше особенностей, исключает возможность применения водителями правил Европротокола, предусмотренных положениях статьи 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Таким образом, рассматриваемая категория дорожных происшествий, оформляется только с участием сотрудников полиции. При этом в любом случае, вне зависимости от тяжести последствий автоаварии, следует добиваться выезда на место события сотрудников ДПС ГИБДД. Настоятельно рекомендуем воздержаться от самостоятельного составления схемы дорожно-транспортного происшествия «на коленке», даже при единой оценки водителями причин и обстоятельств дорожного инцидента. При бесконтактном ДТП полноценно составить и документировать происшествие могут только подготовленные сотрудники ДПС.

Обращаем внимание наших читателей на необходимость составления всеми водителями-участниками инцидента, извещения о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого, направляется в числе прочих документов в страховую компанию. Без этого документа страховщик имеет полное право отказать потерпевшему в страховой выплате. О том, как правильно заполнить бланк извещения, можно посмотреть в статье (Как оформить Европротокол и извещение о ДТП)

Специфика доказывания вины в совершении бесконтактного ДТП требует от участников происшествия уделить особое внимание поиску источников, содержащих сведения об обстоятельствах происшествия. К таковым относятся: очевидцы аварии, записи камер наблюдения, установленных вблизи места происшествия, данные видеорегистраторов, полученные от водителей и очевидцев. Приобщение к материалам дела указанных источников и сведений, полученных с их помощью, должно быть оформлено в письменной форме в виде ходатайства. Согласно статьи 24.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, все ходатайства по делу подлежат обязательному и немедленному рассмотрению должностным лицом, осуществляющим производство. Отказ в удовлетворении ходатайства оформляется в виде процессуального документа – определения, копия которого выдается заявителю.

После рассмотрения дела в группе разбора ГИБДД по существу, потерпевшим участникам бесконтактного происшествия выдаются процессуальные документы, необходимые для предъявления в страховую компанию за получением причитающейся выплаты. При несогласии с постановлениями и решениями по делу об административном правонарушении, участники происшествия вправе их обжаловать в порядке, рассмотренном в статье (Порядок обжалования и отмены постановления ГИБДД)

Страховые выплаты по ОСАГО при бесконтактном ДТП

Основания и порядок, по которым производится возмещение страхового вреда, рассмотрены подробно в статье (Страховые выплаты и ремонт по ОСАГО)

Применительно к рассматриваемой теме отметим, что страховщики, в подавляющем большинстве случаев, отказывают потерпевшим в выплате страхового возмещения. Причины такого решения различны. Нередко ГИБДД не может, а часто и не пытается, установить вину лица, формально не причастного к происшествию, а по факту, создавшего аварийную ситуацию. В других случаях, даже когда вина конкретного лица установлена и подтверждена постановлением по делу об АПН, страховщики ставят под сомнение соответствие повреждений транспортного средства механизму ДТП. В обоснование отказа, страховые компании ссылаются на заключение трасологических экспертиз, проведенных по их собственной инициативе.

Потерпевшим в таких происшествиях нужно быть готовыми к тому, что добиваться правды, а вместе с ней и страхового возмещения, придётся в суде. Разумеется, обращению потерпевшего в органы правосудия с иском о взыскании страхового возмещения от дорожно-транспортного происшествия, предшествует прохождение досудебной процедуры. Обращение потерпевшего к страховщику до предъявления им иска, происходит в две стадии: первая — подача заявления и документов, вторая – составление и предъявление мотивированной досудебной претензии. Правовое регулирование процедуры общения потерпевшего и страховщика по вопросам и спорам о возмещении вреда, урегулировано норами статьей 11,14.1,16.1 ФЗ «Об ОСАГО».

В заключение статьи, обращаем внимание наших читателей, столкнувшихся с ситуацией бесконтактного ДТП, на важность своевременного привлечения к участию в деле квалифицированного юриста, специализирующегося на оказании правовой помощи по дорожно-транспортным и страховым делам.

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет опубликован на сайте.

Всё о бесконтактном ДТП: что это такое, кто виноват и как получить возмещение по ОСАГО + судебная практика

Среди множества аварий, ежедневно случающихся на дорогах, есть так называемые бесконтактные. Практически любое бесконтактное ДТП является сложным случаем, при котором, как правило, определить виновника, и, соответственно получить потерпевшему возмещение очень трудно. При этом виновнику может грозить лишение прав даже за незначительную аварию!

С вами Кулик Илья и сейчас я расскажу, опираясь в том числе на судебную практику, об особенностях бесконтактных аварий и как надо поступать, чтобы свести к минимуму возможные неприятные последствия. Поехали!

Бесконтактное ДТП: что это

Бесконтактная авария отличается от обычной тем, что не происходит непосредственное взаимодействие между автомобилями участников, но из-за помехи, созданной одним из них, транспортное средство второго получает повреждения, наносит ущерб третьим лицам.

Самый распространённый вариант – когда подрезают, резко поворачивают, внезапно выезжают на главную дорогу, из-за чего водитель, пытаясь уйти от столкновения, совершает манёвр и врезается в ограждение, дерево, другие автомашины и т. д. К бесконтактному ДТП относят падение груза. Виновником бесконтактного ДТП может стать и пешеход, внезапно выбежавший на дорогу. Сложность этого вида аварии заключается в том, что:

  1. обычно уезжает с места аварии создавший помеху, то есть являющийся виновником;
  2. зачастую лица, проводящие разбор аварии, неправильно трактуют п. 10.1 ПДД, указывая, что в случае опасности нужно тормозить до остановки, а не объезжать препятствие. И таким образом, в бесконтактном ДТП появляется вина и пытавшегося избежать происшествия;
  3. можно переложить часть вины на потерпевшего, ведь правила предписывают двигаться со скоростью, позволяющей постоянно контролировать автомобиль. А также можно вспомнить и про дистанцию.

Что не является ДТП

Стоит отметить, что если в результате аварийной ситуации не был причинён вред людям или имуществу, то это не считается дорожно-транспортным происшествием, даже если водителю для избежания столкновения пришлось принимать экстренные меры, приведшие, скажем, к выезду с дороги.

Коварный пункт 10.1 и другие

Думаю, всем известен п. 10.1 ПДД, предписывающий при возникновении опасности для движения замедлиться вплоть до остановки, по которому большинство автоинспекторов устанавливает вину водителя, пытавшегося манёвром избежать столкновения.

Читать еще:  Узнать снилс по инн онлайн официальный сайт пфр

Известный автоюрист Юрий Панченко выделяет:

  • опасную ситуацию, при которой можно безопасно избежать аварии как торможением, так и маневрированием, о чём прямо сказано в абзаце 24 пункта 1.2 ПДД;
  • возникновение опасности – когда избежать аварии возможно только при снижении скорости, чего и требует п. 10.1 ПДД;
  • аварийную ситуацию, когда торможение не может гарантировать избежания ДТП. И в такой ситуации именно манёвр поможет смягчить последствия или даже избежать столкновения.

Более того, п. 1.5 ПДД требует поступать так, чтобы не создавать опасности и не причинять вреда. То есть если при использовании торможения будет нанесён вред, а при манёвре нет, согласно этому пункту надо маневрировать.

Тормозить или маневрировать?

Однозначного ответа, что делать в аварийной ситуации нет. Да и невозможно заранее рассчитать, при каком именно сценарии ущерб окажется наименьшим. Поэтому действуйте по ситуации. Просто имейте в виду, что при торможении в своей полосе, приведшем к столкновению с создавшем помеху установить его виновность проще.

При бесконтактном ДТП сделать это сложнее, но при юридически правильном подходе возможно. В первую очередь надо помнить, что не всякое нарушение правил есть причина аварии. Например, Верховный Суд при рассмотрении дела N 16-КГ13-26 не усмотрел в нарушении потерпевшей ч. 2 п. 10.1 ПДД причины аварии, определив, что ответственность должен нести создавший помеху.

Как оформить

По официальному оформлению бесконтактные происшествия не отличаются от обычных. Поэтому вам необходимо выполнить все те же действия, что и в стандартной ситуации, то есть вызвать ГИБДД. Оформление Европротокола не положено – одним из условий для упрощённого оформления является непосредственное взаимодействие ТС.

На что обратить внимание

В происшествиях, когда не было столкновения, как и во всех остальных неоднозначных авариях, хорошую службу окажут видеозаписи (в первую очередь регистраторов) и свидетельские показания. Поэтому уделите особое внимание поиску очевидцев, позаботьтесь, чтобы у вас было видео, зафиксировавших происшествие, особенно если виновник уехал.

Очень важно зафиксировать в документах настоящую причину ДТП, то есть манёвр или иное действие, совершённое в нарушение ПДД, автомобиля, который не пострадал, но вызвал аварию, и, соответственно, сам автомобиль нарушителя, а также на дорожные условия. Потому что очень часто по разным причинам оформляется будто бы водитель-потерпевший сам не справился с управлением, а спровоцировавший остаётся ни при чём.

Так что к заполнению документов сотрудниками аварии надо отнестись очень внимательно и не бояться высказать своё несогласие с описанием ими происшествия, так как иначе возместить за счёт виновника (его страховой компании) ущерб будет очень сложно.

Экспертиза

Неясность обстоятельств происшествия зачастую требует проведения автотехнической экспертизы, которая помогает выяснить, правильны ли были действия водителей, и что именно стало причиной происшествия.

Куда обращаться за страховым возмещением

Бесконтактные аварии являются случаем, покрываемым по ОСАГО. Поэтому получить возмещение по страховке вполне реально, если установлен виновник.

Но одно из требований для возможности прямого урегулирования убытков, то есть получения возмещения в своей страховой, является столкновение двух автомобилей, то есть контакт между ними.

Поэтому при бесконтактных авариях получить возмещение можно только у страховщика виновника, в свою страховую обращаться не положено. Это официальное мнение РСА, и оно закреплено в судебной практике Верховным Судом. Об этом позже.

Лишают ли за это прав

Во-первых, водительских прав могут лишить в качестве наказания за совершение аварии, в которой пострадали люди. Лицо, по вине которого нанесён вред, понесёт ответственность независимо от того, участвовало оно непосредственно в столкновении или нет.

Во-вторых, создавшим бесконтактное ДТП грозит лишение прав за покидание места происшествия, если они уедут. Если действия лица приводят к дорожному происшествию, он сразу становится его участником, даже если его имущество не повреждено, а значит он обязан выполнить все обязанности при ДТП, установленные Правилами. И должен понести наказания в случае их несоблюдения.

Всё это подтвердил Верховный Суд в своём постановлении по делу №78-АД15-4. Поэтому будьте внимательнее на дороге, и если получилось так, что из-за ваших действий возникла аварийная ситуация, убедитесь, что не произошло ДТП, иначе даже из-за незначительного ущерба можно лишиться прав.

Можно ли избежать наказания за покидание места аварии?

Пожалуй, единственный способ остаться с правами в такой ситуации – убедить судью, что вы действовали неумышленно, так как не знали, что произошло ДТП. Но сделать это достаточно трудно, и, пожалуй, без опытного адвоката не обойтись.

К слову, в упомянутом деле водитель не пытался сослаться на неумышленность деяния. Он лишь приводил аргументы о своей непричастности к аварии, пытаясь доказать, что раз его автомобиль не получил повреждения, то и участником аварии он не является, которые, конечно, были отвергнуты судом, так как противоречили показаниям свидетелей и второго участника происшествия.

Судебная практика

Так как по бесконтактным ДТП не раз были судебные разбирательства, сформировалось утверждённые судами условия, при которых человека, из-за которого возник ущерб, можно было признать виновным. Для возникновения ответственности за причинение вреда достаточно:

  • возникновение вреда;
  • противоправное действие причинителя вреда;
  • взаимосвязь между двумя предыдущими пунктами
  • вина причинившего вред (не требуется при причинении водителем вреда пешеходу, пассажиру и т. п.).

При соблюдении этих условий наступает обязанность возместить вред. Как вы можете заметить, ничего не сказано о способе взаимодействия причинителя вреда и потерпевшего (их имущества). Поэтому при бесконтактных ДТП вполне вероятно признание вины водителя, создавшего помеху.

Это закреплено всеми Высшими Судами. Например, определением Конституционного Суда №701-О, Определением Верховного Суда № 32-КГ14-20, постановлением Президиума ВАС № 1399/13. И этот список неполный.

Однако несоблюдение одного из этих условий является основанием для отказа в возмещении ущерба. Например, в аварии где не пострадавшая сторона невиновна в нарушении ПДД, ответственность за ущерб она нести не будет.

Всё то же самое относится и к пешеходам. Однако вред здоровью водитель будет возмещать даже виновному в аварии пешеходу.

Виноват ли уходивший от столкновения?

Этот вопрос со ссылкой на судебное решение я уже рассматривал в подзаголовке «Тормозить или маневрировать». Сейчас расскажу ещё об одном любопытном случае на эту тему. Он произошёл в Ульяновске и тоже рассматривался Верховным Судом (дело № 80-АД13-5).

Тоже ситуация типичная. Водитель Kia Rio Б. резким перестроением создал помеху для следовавшей за ним водительницы Honda Jazz Р., та совершила резкий манёвр, закончившийся столкновением с отбойником, в результате чего владелица Honda получила телесные повреждения средней тяжести. Верховный Суд однозначно решил, что раз налицо нарушение водителем KIA ПДД (п. 8.1) и создание помехи для попутного транспорта, приведшего к аварии, то он виновен и в причинении средней тяжести вреда здоровью и должен понести за это наказание.

Но в дальнейшем гражданском производстве по иску о возмещении ущерба, предъявленный к причинителю вреда было определена вина Б. на 60%, а 40% вины легло на потерпевшую Р., каждый получил соответствующие его выплаты. Именно здесь Р. припомнили нарушение п. 10.1 ПДД.

Вообще, был шанс уменьшить вину или даже признать невиновной водителя Honda Jazz, сославшись на возникновение «аварийной ситуации», при которой торможение уже не помогло бы избежать происшествия. Почему не было это сделано, а также почему не подавалась апелляция на это решение, мне не известно.

Что же в итоге?

Как итог можно сказать: сложившаяся судебная практика Верховного Суда признаёт виновником аварии водителя, создавшего помеху, однако, чтобы «победить» коварный пункт 10.1 Правил, требуется немало усилий и грамотная юридическая поддержка. И, конечно, многое зависит от региона и судьи, рассматривающего дело, и поведения участников.

Мне известен случай, когда ещё в 2012 году, до упомянутых решений Верховного Суда, создавшего помеху водителя признали виновным и его страховая компания оплатила ущерб, несмотря на то, что пытавшийся уйти от столкновения выехал на встречку. Дело было в Тульской области. Стоит отметить, что была видеозапись происшествия с регистратора и спровоцировавший аварию сразу признал свою вину.

Бесконтактное ДТП – страховой случай

Ущерб, причинённый в таких авариях, однозначно является страховым случаем. Верховный Суд РФ в бюллетене №2 2015 года утвердил, что страховым случаем является причинение вреда независимо от того было или нет прямое взаимодействие автомобилей между собой, правоотношения сторон от типа взаимодействия не изменяются.

Ведь возникает ответственность причинителя вреда, в чём мы убедились в предыдущем подзаголовке, которая страхуется по ОСАГО, следовательно, СК должна возмещать ущерб потерпевшему.

Прямое урегулирование убытков

Решение, что при бесконтактном ДТП прямое возмещение неприменимо, не раз выносилось в судах. И оно закреплено в обзоре судебной практики, утверждённой Президиумом Верховного Суда от 22 июня 2016 года, в пункте 13.

Поэтому ответ на вопрос «В какую страховую обращаться?» однозначен: в СК виновника. Так что, если страховщик виновника посылает вас в вашу страховую, знайте, что он неправ. Напомните ему про формулировку «взаимодействия (столкновения) ТС» в законе об ОСАГО, а также упомянутый обзор практики.

Думаю, после этого мнение СК, о том, кто должен платить, станет правильным. А если нет, подавайте досудебную претензию и иск в суд. Скорее всего, дело до этого не дойдёт, но на всякий случай знайте, правда – на вашей стороне.

Подведём итоги

  • бесконтактное ДТП – когда повреждения возникают без столкновения авто;
  • к нему применимы все положения Правил по обычным авариям;
  • обязателен вызов ГАИ;
  • является страховым случаем;
  • неприменимо прямое возмещение убытков, обращаться надо в страховую виновника.

Заключение

Как вы поняли, в бесконтактное ДТП, впрочем, как и любое другое лучше не попадать. А если уж такая неприятность случилась, то, скорее всего, придётся немало потрудиться в юридическом плане, чтобы виновник понёс заслуженное наказание, а потерпевший получил компенсацию. Но в последнее время практика меняется в положительную для потерпевших сторону.

А вам приходилось быть участником или очевидцем подобной аварии? Если да, та расскажите, как решилось дело с определением виновности и компенсации вреда в вашей ситуации. А также можете задавать вопросы по статье. Всё это можно сделать в форме комментариев.

Видео-бонус: Что с тобой будет, если не начнёшь спать!

На этом на сегодня всё. Не забывайте про подписку на рассылку статей и возможность делиться прочитанным в социальных сетях. До новых встреч на страницах блога! И будьте аккуратны на дороге.

П. С.: Фотографии взял здесь: drive2.ru/r/honda/999766. На них – Honda Accord Type-S.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector