Фин вложения проводки

Как осуществляется бухгалтерский учет финансовых вложений?

Финансовые вложения — собственные средства фирмы, затраченные с целью получения дохода на покупку части уставного капитала сторонней организации, акций, а также выданные займы.

Вложением считаются расходы, соответствующие определённым требованиям:

  • они будут приносить выгоду, прибыль, полученную в виде дивидендов и процентных отчислений;
  • имеются все документы, которые подтверждают право организации на получение дохода от этих затрат;
  • компания получила риски, связанные с вложением средств, то есть возможность убытка из-за банкротства заёмщика, потери ликвидности и т. п.

Нюансы процесса

Учёт таких вложений осуществляется в соответствии с ПБУ 19/02. Суммы фиксируются на счёте 58.

Законодательство определяет в качестве инвестиций:

  • долю в капитале зависимого предприятия;
  • займы сторонним фирмам, сотрудникам, другим лицам;
  • депозитные счета в банках.

При этом законодательством установлено, какие затраты не подлежат учёту как вложения:

  • выкупленные для реализации или ликвидации собственные акции, их суммы отражаются на счёте 81;
  • вложения в имущество, предназначенное для дальнейшей сдачи в аренду, эти суммы показываются на счёте 03;
  • векселя, переданные предприятию в счёт реализованных товаров, их стоимость отражается на счёте 62;
  • художественные ценности, произведения искусства, купленные не для использования в производстве.

В учёте для более качественного контроля существует классификация инвестиций по сроку использования:

  • краткосрочные, то есть произведенные на период менее года;
  • долгосрочные, то есть созданные на отрезок времени длительностью от 12 месяцев.

Для определения точной суммы, которая будет перенесена на счёт 58, используется разделение на два вида:

  • Инвестиции, у которых возможно установить их рыночную стоимость. Они показываются в балансе именно по этой цене, при этом сумма периодически корректируется для актуализации учёта. Переоценка осуществляется раз в месяц или поквартально, при этом полученная разница включается в прочие доходы или расходы.
  • Вклады, рыночная стоимость которых не определяется. Такие инвестиции показываются по первоначальной стоимости, то есть совокупности всех затрат на их приобретение.

Все аспекты данной процедуры подробно разобраны на следующем видео:

Зачем нужен учет?

Учёт вложений должна осуществлять каждая фирма. На это существует три причины:

  • Постоянный контроль. Финансовое положение предприятий меняется в зависимости от экономической ситуации на рынке и в стране. Чтобы не потерять деньги, важно вести учёт инвестиций по каждому контрагенту отдельно.
  • Анализ динамики роста прибыли. Учёт позволяет подтвердить целесообразность вложений, предотвратить потери и риски, следить за процессом работы инвестиций.
  • Прозрачность дохода. Учёт позволяет определить, какие инвестиции более прибыльные, а какие приносят меньше выгоды.
Читать еще:  Физический износ формула

Однако просто его вести недостаточно. Важно уметь использовать эту информацию для определения более выгодных вложений.

Все нюансы финансового планирования на предприятии разобраны здесь.

Первичные документы

Основные документы, при наличии которых инвестиции принимаются к учёту:

  • Договор. Составляется в соответствии с ГК РФ. В соглашении указываются права и обязанности сторон, сроки и порядок оплаты, стоимость предмета контракта и прочее. Оформляется на бумажном носителе. Соглашения, составленные для совершения сделок с ценными бумагами, обязательно регистрируются в специальных организациях.
  • Акт приёма-передачи — документ, подтверждающий переход предмета сделки от одной стороны к другой. Включает в себя подробное описание этого имущества. Составляется в полном соответствии с контрактом. Заверяется собственноручными подписями и печатями.
  • Выписка из реестра акционеров. Содержит полные сведения о владельце бумаг, типе акций, их количестве, а также описание необходимых параметров.
  • Выписка со счёта депо. В документе указаны параметры счёта, реквизиты ЦБ, информация об эмитенте. Некоторые бумаги не имеют вещественного представления. Акции множества предприятий, государственные облигации обращаются в бездокументарной форме, то есть при покупке владелец не может получить их в виде реальной бумаги. Первичными документами, необходимыми для постановки на учёт таких акций, являются выписка из реестра и со счёта депо.
  • Сертификат эмиссионной ценной бумаги. Необходим при осуществлении сделок с документарными бумагами. Выпускается эмитентом. Законодательством установлены реквизиты, подлежащие обязательному включению:
    • численность бумаг, подтверждаемых этим документом;
    • тип ЦБ;
    • серия, номер и прочие параметры;
    • наименование выпустившей их компании;
    • местоположение предприятия, выпускающего акции;
    • подписи директора эмитента и лица, выдавшего сертификат;
    • печать;
    • другие реквизиты, зависящие от вида ценных бумаг.

Порядок учета с примерами проводок

Записи в журнале хозяйственных операций зависят от того, какое именно имущество было передано в качестве вклада, какие ценные бумаги приобретены:

    Финансовыми вложениями могут быть вклады в уставный капитал сторонней фирмы. Предприятие-инвестор делает у себя соответствующие проводки. Корреспондирующие счета зависят от типа актива.
    Основные средства:

Учет финансовых вложений в займы

По предоставленным займам рыночная текущая стоимость не определяется. Займы отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности исключительно по первоначальной стоимости. Допускается рассчитывать их оценку по дисконтированной стоимости. Но записи в учете при этом не производятся.

Предоставленные сторонним компаниям денежные и прочие займы отражаются по дебету $58$ счета «Финансовые вложения» на субсчете $3$ «Предоставленные займы», в корреспонденции с денежными и другими счетами, например, со счетом $07$ «Оборудование к установке» или со счетом $10$ «Материалы». Договоры займа бывают возмездными, т.е. с уплатой процентов и безвозмездными.

Читать еще:  Сколько рублей нужно платить банку кредит добровольно после суда

В случае, если оформлен договор возмездного займа, то размер и алгоритм выплаты процентов обусловлены договором. Проценты по такому договору выплачиваются в согласованном сторонами порядке. Если же порядок не оговорен, то проценты необходимо выплачивать ежемесячно до даты фактического возврата займа.

Если в договоре отсутствуют прямые указания на размер процентов, то их сумма определяется банковской ставкой рефинансирования принятой по местожительству или местонахождению заимодавца. На сегодняшний день в качестве такой ставки используют единую учетную ставку Центрального Банка РФ по кредитным ресурсам, предоставляемым коммерческим банкам.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Начисление дивидендов по выданным займам происходит по дебету $76$ счета и кредиту $91$ счета, при этом поступление дивидендов отражается по дебету денежных счетов и кредиту $76$ счета.

Начисление по займам, а также дальнейшее получение дивидендов в форме продукции отражается проводкой: Дебет $76$ Кредит $91$, Дебет $08$, $10$ и т.д. Кредит $76$.

Возврат займов отражается в учете по дебету денежных и прочих ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих счетов, в частности, по $07$ счету «Оборудование к установке», по $10$ счету «Материалы», по $41$ счету «Товары» и кредиту $58$ счета.

Если заемщик, по каким-либо причинам, не возвращает, в установленный срок, заем, то на данную сумму должны быть уплачены проценты, определяемые учетной ставкой банковского процента, определенной по месту жительства для граждан, либо по месту нахождения юридического лица.

Начисленные штрафные санкции учитываются по дебету 76 счета «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на субсчете $2$ «Расчеты по претензиям», и кредиту $91$ счета «Прочие доходы и расходы».

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Для налогообложения суммы штрафных санкций отражаются заимодавцем в составе внереализационных доходов по мере их признания заемщиком или после вынесения решения арбитражным судом.

Основные проводки в бухгалтерском учете заимодавца при займе денежных средств:

Дебет $58$ «Финансовые вложения» Кредит $51 (52, 50)$ «Расчетные счета» («Валютные счета», «Касса»)

Дебет $76$ «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит $91$ Прочие доходы и расходы»

Дебет $51 (52,50)$ «Расчетные счета» («Валютные счета», «Касса») Кредит $58$ «Финансовые вложения»

Для удобства все проводки по займам представлены в таблице:

Гражданский Кодекс РФ в статье $814$ разрешает заключать договора целевого займа, в которых ставится условие на использование заемных средств исключительно на определенные цели. По целевому займу в договоре должно быть указано:

  • конкретная цель использования полученного займа;
  • меры контроля заимодавца за целевым использованием денежных средств или иного имущества.
Читать еще:  Сумма долга по процедуре банкротства

В случае предоставления сторонним компаниям займов в иностранной валюте перерасчет в рубли стоимости обязательств, выраженных в иностранной валюте, производится по курсу ЦБ Российской Федерации для обозначенной валюты по отношению к российскому рублю на дату операций, а также дату составления бухгалтерской отчетности с зачислением возникших курсовых разниц в состав прочих доходов (расходов) предприятия.

Размер процентного займа, который предоставлен в натуральной форме, определяется на основе стоимости активов, переданных или подлежащих передаче компанией. Данная стоимость определяется на основе цены, по которой в аналогичных обстоятельствах компания определяет стоимость подобных активов. Это определено п.14 ПБУ19/02.

Размер беспроцентного займа, который предоставлен в натуральной форме, определяется на основе стоимости активов, переданных или подлежащих передаче предприятием. Данная стоимость определяется на основе цены, по которой в аналогичных обстоятельствах организация определяет стоимость сходных по характеристикам активов. Это определено п.10 ПБУ5/01.

Если заем выдается в натуральной форме, то стоимость выдаваемого имущества, не включается в расходы, как при стандартном выбытии. При возврате займа поступление материальных ценностей не является доходом предприятия.

Следует отметить, что для целей расчета налога на добавленную стоимость передача имущества по договору займа или товарного кредита признается реализацией. Соответственно возникает объект налогообложения налогом на добавленную стоимость. Если заем в натуральной форме предоставляет компания являющаяся плательщиком НДС, в момент передачи имущества в бухгалтерском учете необходимо сделать записи:

  • начислен НДС с суммы процентного займа в натуральной форме: Дебет $58-3$ Кредит $68$ субсчет «Расчеты по НДС»;
  • начислен НДС с суммы беспроцентного займа, в натуральной форме: Дебет $76$ Кредит $68$ субсчет «Расчеты по НДС».

При возврате займа выданного в натуральной форме сумма НДС входного со стоимости имущества отражается в учете проводкой:

учтен входной НДС по имуществу, поступившему при возврате процентного займа от заемщика: Дебет $19$ «НДС по приобретенным ценностям» Кредит $58-3$

учтен входной НДС по имуществу, поступившему при возврате беспроцентного займа от заемщика: Дебет $19$ «НДС по приобретенным ценностям» Кредит $76$ «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

принят к вычету входной НДС, при условии, что компания является плательщиком НДС: Дебет $68$ субсчет «Расчеты по НДС» Кредит $19$«НДС по приобретенным ценностям».

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector