Фз о начислении пени

Введен твердый размер пени за просрочку оплаты коммунальных услуг и энергоресурсов

Подписан закон, направленный на повышение платежной дисциплины потребителей энергоресурсов (Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов»).

Документ устанавливает твердый размер пени за нарушение потребителем обязательств по своевременной оплате энергетических ресурсов (газа, электрической энергии, тепловой энергии (мощности) или теплоносителя, горячей, питьевой или технической воды), а также услуг, связанных с поставкой таких ресурсов. Поправки затронут только тех потребителей, жилищные организации и граждан, которые не оплачивают поставленные энергоресурсы в течение длительного срока. В отношении добросовестного плательщика-гражданина закон предусматривает отмену пени в первый месяц просрочки. В случае просрочки от 31 до 90 дней сохранится размер действующей в настоящее время пени – 1/300 ставки рефинансирования, а с 91 дня размер пени составит 1/130 ставки рефинансирования Банка России от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

При этом размер пени дифференцирован для отдельных категорий потребителей и покупателей энергетических ресурсов (владельцы жилья, управляющие организации жилищно-коммунального комплекса, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы). Например, для управляющих компаний, а также тепло- и водоснабжающих предприятий за неоплату энергоресурсов пеня составит 1/300 ставки рефинансирования с 1 по 60 день просрочки, 1/170 ставки рефинансирования – с 61 по 90 день просрочки, 1/130 ставки рефинансирования – с 91 дня просрочки. Для всех остальных потребителей пеня установлена в размере 1/130 ставки рефинансирования с первого дня просрочки.

Кроме того, Правительство РФ уполномочено на установление критериев определения имеющих задолженность по оплате энергетических ресурсов потребителей. Последние будут обязаны предоставить поставщикам энергетических ресурсов обеспечение исполнения обязательств по оплате в виде независимой гарантии.

Одновременно введены дополнительные условия для заключения договоров аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения или водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии, предоставление банковских гарантий исполнения обязательств).

С особенностями оплаты коммунальных услуг при передаче недвижимого имущества в безвозмездное пользование ознакомьтесь в «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить полный доступ на 3 дня бесплатно!

Также закон предусматривает:

  • усиление административной ответственности за самовольное подключение к электро- и теплосетям, нефте- и газопроводам. Штраф для граждан увеличен с 3-4 до 10-15 тыс. руб., должностных лиц – с 6-8 до 30-80 тыс. руб., для юрлиц – с 60-80 до 100-200 тыс. руб.;
  • установление административной ответственности за нарушение порядка полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, подачи и отбора газа либо порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды или сточных вод;
  • введение штрафов за нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) или теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате.

По данным статистики, по состоянию на 1 октября 2015 года суммарная задолженность потребителей за энергоресурсы составила 850 млрд руб. Предполагается, что принятые поправки позволят повысить платежную дисциплину в сфере потребления энергоресурсов. Изменения вступят в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования закона, за исключением ряда норм, для которых установлены иные сроки. Закон опубликован вчера (4 ноября).

Закон о пени за коммунальные услуги

Каждый гражданин Российской Федерации по закону обязан вовремя оплачивать предоставленные ему коммунальные услуги. Если он это по каким-либо причинам не делает, то начинается процесс начисления пени за неуплату или просрочку платежей. Для урегулирования этого процесса был принят соответствующий закон в октябре 2015 года.

Теперь с первого января 2016 года за неуплату или просрочку платежей коммунальные службы имеют право применять следующие меры наказания:

  • начисление пени;
  • подача иска в суд для взыскания задолженности;
  • ограничивать или приостанавливать предоставление своих услуг, если неуплата составляет больше трех месяцев.

При взыскании долгов для начала должнику отправляется уведомление, в котором указывается размер долга и предложение оплатить его в добровольном порядке до определенного срока. Обычно такое извещение отправляется в виде заказного письма, которое вручается должнику под расписку.

Если такая мера не помогла, то дальше разрешается обращение в суд. Для этих целей составляется исковое заявление.

При взыскании штрафа в судебном порядке большую роль играет договор, заключенный между владельцем жилья и УК или ЖЭКом. Именно договор является основанием для того, чтобы взыскать пеню. Если такое соглашение не было заключено, то истец имеет право руководствоваться нормами, указанными в 395 статье российского Гражданского кодекса. Этот закон гласит, что сумма штрафа будет устанавливаться в зависимости от установленной ставки рефинансирования.

Начисление пени за просрочку оплаты коммунальных услуг

Общепринятое правило гласить, что производить оплату коммунальных услуг каждый месяц необходимо не позднее десятого числа. Если услуги предоставляются по договору, то в нем обычно указано до какого числа рекомендуется сделать оплату по платежам. При несвоевременном или неполном внесение оплаты за предоставленные услуги, российская законодательная база предусматривает начисление неустойки, так называемой пени. Эти положения четко прописано в Жилищном кодексе.

Закон гласит, что за просрочку по оплате предоставленных услуг, владелец жилья должен будет оплатить штраф. Размер пени устанавливается соответствующим законом и составляет определенную ставку рефинансирования российского ЦБ за весь срок неуплаты задолженности.

Процесс начисления штрафов (пени) начинают после окончания установленного срока оплаты, сразу же на следующий день. Пеня будет начисляться до тех пор, пока не будет произведено погашение всей задолженности.

В Правилах предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что если владелец жилья в многоквартирном доме не может произвести погашение всей задолженности по уважительным причинам, то необходимо обратиться в соответствующие службы для заключения договора о рассрочке платежей. Уважительной причиной является увольнение с работы, потеря кормильца и пр. Во избежание начисления пени рекомендуется сразу же обращаться в ЖЭК с такой проблемой.

Порядок начисления неустойки с января 2016 году

Для граждан ЖСК и ТСЖ с 2016 года закон указывает, что начисление пени будет производиться по следующей схеме:

  • на протяжении первого месяца пеня не взимается;
  • при просрочке от двух до трех месяцев начисление пени производится по 1/300 ставки рефинансирования российского центрального банка;
  • также новый закон гласит по истечении трех месяцев сумма неустойки будет увеличиваться до 1/130 ставки рефинансирования за каждый просроченный день;
  • закон разрешает производить отключение услуг или обращаться в суд, если владелец жилья продолжает игнорировать оплату.

Для управляющих компанией и предприятий закон предусматривает следующие размеры штрафов:

  • если срок просрочки составляет 3–4 месяца, то размер ставки рефинансирования будет 1/170;
  • при сроке просрочки больше 91 дня – ежедневная ставка будет составлять 1/130.

Размеры штрафов, предусмотренные законодательными актами

Закон также предусматривает усиление административной ответственности, если владелец жилья самовольно производит подключение к электро- и теплосетям, газопроводу или водоснабжению. Таким образом размер штрафа составляет:

  • для физических особ – от 3000–4000 до 10000-15000 рублей;
  • для лиц, занимающих руководящие должности – от 6000–8000 до 30000-80000 рублей;
  • для юридических особ – от 60000–80000 до 100000-200000 рублей;

Также закон предусматривает штрафы, если потребитель нарушает режим ограничений, установленный для потребления электричества. Таким образом, размеры штрафов следующие:

  • для юридических лиц – 100000–20000 рублей;
  • для лиц, занимающих руководящие должности – 10000–100000 рублей.

Взыскание задолженности через судебные инстанции

Сам процесс взыскания долгов не урегулирован на законодательном уровне. Именно поэтому часто случается, что при взыскании задолженности с должников ЖЭКу приходится обращается в суд. Закон разрешает такие действия. Этот вариант борьбы с должниками на сегодняшний день является очень эффективным.

Решение в суде вопросов о взыскании задолженности происходит двумя методами:

  • методом, при котором выносится судебный приказ;
  • методом, при котором судьи рассматривают исковое заявление.
Читать еще:  Претензия на возврат денежных средств физическому лицу договор устный образец

Метод, при котором подается заявление для вынесения судебного приказа является более простым и занимает сравнительно немного времени. На всю процедуру уходит три недели. По истечении этого времени судебный пристав исполнителя имеет право приступить к взысканию задолженности. Большим плюсом для государства при взыскании долгов таким образом является то, что должник обязан будет произвести оплату государственной пошлине в размере 50%.

Такой метод не всегда доступен и имеет существенные минусы, а именно:

  • к документации предъявляется ряд существенных требований;
  • наличие спорных ситуаций;
  • возможность подачи должником возражения против исполнения приказа. В этой ситуации судья обычно отменяет приказ. Если это произошло, то в будущем можно только подать иск.

При взыскании долгов более подходящим вариантом является метод подачи иска. В этом случае истцу необходимо доказать что:

  • должник обязан нести такие расходы. Для этого предъявляются документы, подтверждающие то, что помещение принадлежит ответчику;
  • должник имеет определенный размер долга. Для этого достаточно предъявить банковскую выписку о произведенных расчетах. Также необходимо предоставить заверенные контролирующими органами объемы, которые были расходованы должником и указать тарифы, установленные на законодательном уровне;
  • истец имеет законное право требовать с ответчика выполнение обязательств. Для этого можно предоставить протоколы о выборе управляющей компании, а также прочие документы, утвержденные на общем собрании.

Во избежание лишних проблем и хлопот, рекомендуется вовремя производить оплату за предоставленные услуги ЖКХ. Также желательно не допускать просрочку платежей и образование задолженности. Если все же это произошло, то необходимо как можно раньше начать процедуру погашения долга. В этом случае можно избежать начисление неустоек.

Похожие записи:

15 комментариев на запись “ Закон о пени за коммунальные услуги ”

Просто бесит эта наглость по начислению пени при том, что квитанции приносят 8-12 числа в Центральном районе Хабаровска например. В других районах тоже самое говорят. Неоднократно писала о нарушении сроков доставки квитанций-счетов, но им хоть кол на голове чеши… У меня тоже должно быть время минимум до ближайших выходных после того как я получу квитанции. Понятно было, когда бы 1-2 числа доставляли их, а то ведь в порядке вещей сейчас и 10 и 12 приносят. Что нам делать дальше?

Берите заверенные печатью и подписью должностного лица расчетные счета от всех поставщиков коммунальных услуг!Тарифы на коммуналку есть на официальных госсайтах(например сайт Региональной службы по тарифам)!Рассчитывайте сами и платите сами по счетам! Все равно вам наверно присылают*филькины грамоты*…не по ГОСТУ!Считайте сами и платите не дожидаясь *платежек*

Галина, в статье Вам ясно написали, что пени в первый месяц просрочки начисляться не будет. Вы через слово читаете, или Вам тоже хоть кол на голове чеши.

Пени за просрочку коммунальных платежей выплачиваются после оплаты основного долга. Оплата может быть добровольной или по решению . УК пользуются незнанием и начисляя пени просто залезают в карман жильцам. так что граждане посылайте их…………………. в суд . В большинстве случаев суде ные расходы близки или превышают суммы пени и не факт . что их удастся взыскать

В квартире никто не прописан и не живёт.Счётчиков нет. Начислили индивидуальное потребление на одного человека. Правильно начислили или нет? есть такой закон ?.

с января 2017 г нам также начисляют за воду на столько человек, на скольких приватизирована квартира, хоть там никто не прописан

В квитанции за февраль начислили корректировку за отопление за 2016 год. Сумма приличная. Превышает размер всей оплаты за месяц, у некоторых превышение в 2-3-4 раза, эта корректировка выше пенсий и даже зарплаты. За 2015 год нам наоборот вернули около 500 рублей, за 2014 год не было корректировки. В прошлом году прислали на отдельной квитанции корректировку за отопление за 2012 год в размере от 8 тысяч и выше, почти все проигнорировали. Жители получили информации за отопление дома от энергопоставляющей организации за 2015-2016 год и выяснилось, что по итогам этих лет наоборот УК нам должна, а не мы им. Написали заявление на перерасчёт, либо не отвечают, либо присылают какие-то отписки и угрожают начислением пени с 1 мая. Писали жалобы в прокуратуру, в ГЖИ, отвечают, что мы правы и нам должны сделать перерасчёт, но наша УК только угрозы рассылает. И как добиться справедливости?

Ужас, чтобыони подавились Вашими деньгами. Только суд охладит их непомерный аппетит. Соберите по чуть-чуть . оплатите у адвоката составление заявления и -вперёд!

Привет всем должникам вольным и по обстоятельствам.грабеж жкх и наглость их не соизмерна.теперь нас грабят процентами. Микрофинансы были теперь жкх ,жкх еще хуже.

У нас в Горячем Ключе Краснодарского края УК «Горячий Ключ внесли в квитанцию услугу №94 «ОПЛАТА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ МКД по 50 рублей в месяц. Не знаем за что. Протокола собрания не видели. договор с УК не заключали, Но в квитанцию внесли. Говорят. что председатель МКД сама ходила (но не во все) по квартирам и собирала подписи. Многие не платят. Начисляют пеню с первого числа августа месяца 2016г. Мы понимаем, что это не коммунальная услуга, тем более внесена в квитанцию вопреки Закону. Также внеси в квитанцию услугу по уборке подъезда, хотя это входит в обязанность по обслуживанию дома. В протоколе 28 подписей, квартир в доме 78. В протоколе 50 рублей, в квитанцию вносят 75 рублей и тем, кто не согласен платить, начисляют пеню. Что делать? Кто знает — подскажите.

Ворюги подлые!У власти бандиты!Даже президент по фене ботает!Прийдет день-за все ответят..

Вообще все обнаглели,уроды. Хотела погасить часть долга,так взяли пени молча,не предупредив меня!

Скажите пожалуйста, а есть ли ответственность ЖКХ за то, что они:
1. Не оповестили о сумме долга ( письма не было. В квартире жили квартирнты. Жкх изменилось и никто не оповестил о том, что платежей не было. Письмо кинули в почтовый ящик практисески через 11 месяцев
2. Согласно сроку долга сумма пени не могла превышать 1/130 ставки (свыше 90 дней) и тем более более 50% от суммы. Тогда как нам была начислена пеня в размере 11000 ( сумма долга 18000).
3. Между мной и ЖКХ после выявления долга было заключено соглашение о рассрочке. Я погасила 19200 ( с учетом пени) и должна была перечислить в следующем месяце остаток суммы, тогда как юрист ЖКХ говорила что отзовет иск. И вместо этого с меня присьавя сняли сумму, которая еще и превысила общую сумму долга на 882 руб.

Можно ли отсудить незаконно начимленную сумму пени ( я запрашивала в ЖКХ расчет, они отказали сославшись на то, что дом больше не обслуживают и данные дать не могут. Бред)?

Это сволочное ЖКХ скоро всех отправит на тот свет. мне 62 года у мня из платежей капремонта удержали без моего согласия пени 557 руб И снова на эти 557 рб в качестве долга за капремонт начисляют пени.Я за семьсот км нахожусь от Архангельска, по телефону в Архангельске регоператор сказал что они правы,в местной прокуратуре сказали это должно добровольно а принудительно чз суд и посоветовали обратиться в Архангельскую прокуратуру, лихо все в нашей стране и безпредел с ЖКХ процветает по всей России.почему Путин не может навести порядок! или все это выгодно- доводить людей и этим отправлять в мир иной. В ЖКХ есть юристы а у бабушек нет, поэтому их посылают матом и доводят чтобы меньше прожили

Добрый день!
Как вообще можно повлиять на Управляющую компанию. Не только начисляют пени 2% в месяц , но и отопление рассчитывают каждый месяц даже летом, это при том, что в квартире никто не живет и стоят счетчики через каждые 2-3 месяца вызываю сантехника для снятия показаний по счетчику, которые не меняются, чаще приезжать в квартиру не могу (квартира новостройка не смогла сделать ремонт, нет ничего, кроме голых стен). Писала жалобу в жилинспекцию , сначала прислали ответ ,что сделают перерасчет в конце года после годовых показаний. Перерасчет не сделали, только ещё хуже стало. Стали угрожать с ещё наиболее высокими начислениями. Сказали лучше не связывайся, так как всем владеет влиятельный депутат района, при подставных лицах. Я многодетная мама. Почему они наживаются на таких как мы? Куда смотрит Президент и почему не хочет разбираться с такими чиновниками, которые всё взяли в свои руки? г.Раменское.

Читать еще:  Учет электроэнергии в снт

Расчёт пеней за жилое помещение и КУ с 1 января 2016 года

В редакцию нашего блога поступил вопрос о том, как правильно начислять пени за жилое помещение и КУ. 1 января 2016 расчёт поменялся, в связи с чем возникает недопонимание, как поступать с начислением пеней на задолженность, возникшую до этого срока.

Ключевая ставка и ставка рефинансирования

Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и КУ должна вноситься ежемесячно до 10 числа, если другой срок не установлен договором управления МКД или решением собрания ТСЖ, ЖСК или ЖК. С 11 числа начинаются штрафные санкции.

Пени начисляются за задолженность по оплате жилого помещения и КУ, то есть на дополнительные услуги они не насчитываются. Также на сумму пеней не могут быть наложены новые пени.

Если производится только текущая оплата за жилое помещение и КУ, то оставшаяся сумма задолженности суммируется с новой суммой штрафа.

Ранее пени составляли 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ, действующей на момент оплаты долга. Вместе с изменением ставки менялся размер пеней. Размер ставки для нужного вам периода можно проверить на сайте Центрального банка РФ по вкладке «Ставка рефинансирования».

С 1 января 2016 года Центробанк РФ не устанавливает самостоятельное значение ставки рефинансирования, теперь она соответствует значению ключевой ставки Банка России на нужную дату. Так, с 14 июня 2016 года действует ключевая ставка в размере 10,5 %.

Начисление пеней с 1 января 2016 года

Быть должником с 1 января 2016 года стало невыгодно. Федеральный закон от 03.11.2015 N 307-ФЗ внёс изменения в ст. 155 ЖК РФ в части начисления пеней за просрочку платежей за жилое помещение и КУ.

Граждане, не внесшие или внесшие не в полном размере плату за ЖКУ, должны уплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (которая, как мы помним, теперь равна ключевой ставке Банка России), действующей на день фактической оплаты.

Ст. 4 N 307-ФЗ устанавливает следующие сроки оплаты пеней:

  • до 30 дня включительно пени не начисляются;
  • с 31 дня по 90 день включительно — 1/300 ставки рефинансирования;
  • с 91 дня по день фактической оплаты — 1/130 ставки рефинансирования.

Увеличение суммы пеней, установленной законодательством, не допускается.

В случае, если долг образовался только в 2016 году, а за 2015 год задолженности не было или она была погашена, размер пеней рассчитывается согласно ст. 155 ЖК РФ:

  • с 31 по 90 день: задолженность за ЖКУ х ставка рефинансирования/300 х количество дней просрочки;
  • с 91 дня:задолженность за ЖКУ х ставка рефинансирования/130 х количество дней просрочки.

Также заметим, что дни просрочки платежа начинают отсчитываться со следующего дня, следующего за установленным сроком платежа.

Нами только что был описан самый простой и удобный случай начисления пеней. А что делать, если у собственника остался неоплаченный долг за 2015 год?

  • Начать начислять пени согласно N 307-ФЗ по тарифам 2016 года;
  • пени, появившиеся до 1 января 2016 года, рассчитывать по старой редакции ст. 155 ЖК РФ. А если остаток переходит на 2016 год, то его начислять по-новому;
  • пени по долгу 2015 года, даже если он переходит в 2016 год, всегда начислять по правилам 2015 года?

Как начислять пени в спорных ситуациях

Так как N 307-ФЗ обратной силы не имеет, то есть не применяется к событиям, которые имели место быть до его принятия, то пени, накопленные до 1 января 2016 года, будут начисляться по старым наценкам.

Давайте разберём, как будет рассчитываться размер пеней за долг, появившийся с 11 октября 2015 года и не оплаченный ни до, ни после 1 января 2016 года.

С 11 октября и до конца 2015 года размер пени составит 1/300 ставки по старой редакции ч.14 ст. 155 ЖК РФ. Ставку рефинансирования для указанного срока можно узнать на сайте Центробанка РФ.

Этот размер пени сохранится с 1 января по 8 января 2016 года, так как согласно N 307-ФЗ просрочка уже превышает 30 дней, но всё ещё меньше 90 дней с момента наступления срока оплаты.

91-й день с момента наступления срока оплаты долга — 9 января 2016 года, следовательно, размер пеней увеличится до 1/130 ставки рефинансирования Банка России. Такая ставка сохранится по день фактической оплаты, изменить её нельзя.

Если долг тянется с августа 2015 года, то с 1 января 2016 года по день фактической оплаты пени будут начисляться в размере 1/130 ставки, так как к этому дню срок задолженности превысит 90 дней.

Мы разобрали вопрос о начислении пеней за долг, образовавшийся в 2015 году и не оплаченный до 2016 года. Следующую проблему — взыскание долгов за КУ — мы обсудим в нашей следующей статье. Ксения Терлецкая

26.09.2017 | Обратная сила Закона 307-ФЗ

Федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее — Закон 307-ФЗ) внесены поправки в ряд законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере потребления энергоресурсов (в том числе в сфере потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг). В числе прочего указанным законом изменен порядок расчета пеней в случае несвоевременной или неполной оплаты энергоресурсов. Частью 2 статьи 9 Закона 307-ФЗ установлено, что нормы о новом порядке начисления пеней для УО, ТСЖ, ЖСК и потребителей коммунальных услуг вступают в силу с 1 января 2016 года. При этом частью 1 статьи 8 указанного закона установлено, что его действие в новой редакции распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Именно распространение новых норм на ранее возникшие отношения стало причиной многочисленных споров по вопросу применимости этих норм при расчете пеней с задолженностей, возникших до 01.01.2016.

Новый порядок расчета пеней

Законом 307-ФЗ определены несколько категорий должников, для которых с 01.01.2016 применяется различный порядок расчета пеней на просроченную задолженность. Представим этот новый порядок в виде таблицы:

Доля ставки рефинансирования от просроченной задолженности, применяемая при расчете пеней за каждый день просрочки

Период просрочки Должник

Потребители КУ, ТСЖ, ЖСК

УО

91 день и более

Суть споров

Споры о порядке начисления пеней в соответствии с поправками, внесенными Законом 307-ФЗ, касаются в основном задолженностей, возникших до 01.01.2016, и сводятся к разному толкованию положения о распространении действия новых норм на ранее возникшие отношения.

Кредитор заявляет требования о расчете размера пеней по следующей схеме: пени на просроченную задолженность, возникшую до 2016 года, в период по 31.12.2015 рассчитываются исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, а с 01.01.2016 — исходя из 1/300, 1/170 или 1/130 ставки рефинансирования в зависимости от длительности просрочки и статуса должника (УО, ТСЖ, потребители коммунальных услуг).

Должник указывает, что действие новых норм, хотя и распространяется на ранее возникшие отношения, но применяется только к обязательствам, возникшим после вступления новых норм в силу. Следовательно, пени за просроченную задолженность, возникшую до 01.01.2016 (день вступления в силу норм Закона 307-ФЗ), рассчитываются исходя из 1/300 ставки рефинансирования, независимо от даты взыскания этой задолженности, а пени за просроченную задолженность, возникшую после 01.01.2016, рассчитываются уже по новым правилам. То есть решающим фактором при определении порядка расчета пеней является дата возникновения задолженности, а не дата ее взыскания/погашения.

Необходимо заметить, что судебная практика по данному вопросу разошлась. Причем, интересно, что суды общей юрисдикции, рассматривающие дела о взыскании задолженности с потребителей коммунальных услуг в пользу УО и ТСЖ, чаще руководствуются позицией должников, а вот арбитражные суды, рассматривающие дела о взыскании задолженности с УО и ТСЖ в пользу РСО, чаще поддерживают позицию кредиторов.

Попробуем разобраться, какая же позиция является верной.

Обратная сила законов

Прежде всего, необходимо понять, что означает распространение действия нормы на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Часть 1 статьи 8 Закона 307-ФЗ дословно устанавливает, что действие новой редакции законов, в которые внесены поправки Законом 307-ФЗ, «распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона договоров».

При этом ГК РФ в части ретроактивности норм устанавливает:
«Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени:
1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса
».

Читать еще:  Служебная записка о внесении изменений в штатное расписание образец

То есть, несмотря на то, что поправки, внесенные Законом 307-ФЗ, распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, эти поправки, исходя из части 2 статьи 4 ГК РФ, применяются только к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения Закона 307-ФЗ в действие. Таким образом, независимо от того, в какой конкретно момент производится взыскание задолженности, за какой именно период рассчитывается неустойка за просрочку платежа, применимость поправок, внесенных Законом 307-ФЗ, определяется исключительно датой возникновения указанной задолженности — возникла данная задолженность до 01.01.2016 (дата вступления в силу норм об изменении порядка расчета неустойки) или после 01.01.2016.

Жилищное законодательство РФ содержит нормы, аналогичные гражданскому. Статья 6 ЖК РФ устанавливает:
«1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие
».

Таким образом, ни жилищное, ни гражданское законодательство РФ не предусматривают применение новых норм, распространяющих свое действие на ранее возникшие отношения, к тем правам и обязанностям, которые возникли до вступления указанных новых норм в силу.

Запрет ретроактивности норм, ухудшающих положение граждан

Очевидно, что новый порядок расчета пеней приводит к более высокому размеру пеней, чем при ранее существовавшем порядке — по крайней мере, указанное утверждение справедливо для случаев, если должником является УО или если длительность просрочки задолженности довольно высока. Таким образом, новые нормы явно ухудшают положения должников. Собственно, из названия Закона 307-ФЗ следует, что он направлен на укрепление платежной дисциплины, и такое укрепление достигается усилением ответственности за несвоевременную или неполную оплату.

Вместе с тем, Постановлением Конституционного суда РФ от 24.10.1996 № 17-П установлено: «По смыслу Конституции Российской Федерации общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет».

Можно, конечно, попытаться разделить должников на «граждан» и «не граждан» и исходя из буквального понимания утверждения КС РФ заявить, что придавать обратную силу нормам, ухудшающим положение «не граждан», не запрещено. При этом к «не гражданам», разумеется, можно отнести, например, УО, как это сделал Минстрой России в своем письме от 03.04.2017 № 11174-ОО/04.

Однако, необходимо обратить внимание, что часть 4.2 статьи 20 ЖК РФ расшифровывает понятие «управляющая организация», дословно указывая: «Основаниями для проведения внеплановой проверки … являются поступления … обращений и заявлений граждан …, информации …, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к … порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее — управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом…». Далее в тексте Жилищного кодекса указывается термин «управляющая организация», однако, необходимо помнить, что управляющей организацией в соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ может являться в том числе и индивидуальный предприниматель. При этом согласно части 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ «1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». То есть управляющая организация вполне может являться гражданином, а придание обратной силы нормам, ухудшающим положение такого гражданина, запрещено.

Юридические формулировки

Необходимо обратить внимание, что часть 2 статьи 4 ГК РФ дословно устанавливает: «По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие». Часть 3 статьи 6 ЖК РФ дословно устанавливает: «В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие».

При этом позиция кредиторов, приведенная в настоящей статье, формулируется следующим образом: «Действие поправок, внесенных Законом 307-ФЗ, применяется с момента вступления указанных поправок в силу, к обязанностям, возникшим до вступления этих поправок в силу». Иначе сформулировать заявляемые требования кредиторов попросту невозможно.

Как видно из элементарного сравнения позиции кредиторов и положений действующего законодательства РФ, приведенная позиция кредиторов абсолютно противоречит нормам ГК РФ и ЖК РФ. Законодательство допускает возможность применения новых норм к ранее возникшим отношениям, но только к тем обязательствам, вытекающим из этих отношений, которые возникли после вступления этих норм в силу. В противоречие с данным утверждением кредиторы требуют применения новых норм не только к ранее возникшим отношениям, но и к обязательствам, возникшим до вступления в силу новых норм.

Позиция, противоречащая законодательству, разумеется, недопустима.

Применение различных норм в различные периоды

Как уже заявлено выше, фактором, определяющим подлежащий применению порядок расчета пеней, является дата возникновения задолженности. Необходимо отметить, что такой датой является дата именно возникновения обязанности внести оплату, а не дата исполнения кредитором обязательства по договору. То есть, если в отношениях между РСО и УО, ресурсоснабжающая организация поставила коммунальный ресурс в декабре 2015, а управляющая организация обязана внести оплату за поставленный ресурс в январе 2016 (в силу договора или в силу закона), то задолженность возникает в январе 2016 года, и расчет пеней за просрочку ее оплаты будет вестись с учетом норм Закона 307-ФЗ.

Однако, если задолженность возникла до января 2016 года, представляется неправомерным расчет пеней в порядке, предусмотренном Законом 307-ФЗ. Неправомерность такого расчета подтверждается еще и тем обстоятельством, что в случае применения норм Закона 307-ФЗ к задолженностям, возникшим ранее 2016 года, нарушается последовательность повышения применяемой доли ставки рефинансирования, установленная самим же Законом 307-ФЗ.

Например, если задолженность ТСЖ перед РСО возникла 15 декабря 2015 года, тогда на следующий день после возникновения такой задолженности уже возникает обязанность по оплате пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просроченной задолженности (согласно ранее действующему законодательству). При наступлении 1 января 2016 согласно логике кредиторов, требующих применить Закон 307-ФЗ, увеличение пеней прекращается (для ТСЖ в течение 30 дней после наступления обязанности по оплате коммунального ресурса согласно нормам Закона 307-ФЗ пени не начисляются). 15 января 2016 года является 31-м днем, с которого согласно логике кредиторов (на основании Закона 307-ФЗ) начинается начисление пеней по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просроченной задолженности. 16 марта 2016 года будет 91 днем просрочки, и с этого дня начнется начисление пеней по 1/130 ставки рефинансирования. В итоге получится следующий порядок расчета пеней: с 1 по 16 день — 1/300 ставки, с 17 по 30 день — 0, с 31 по 90 день — 1/300 ставки, далее с 91 дня — по 1/130. Однако, приведенный порядок не предусмотрен ни ранее действующим законодательством, ни поправками, внесенными Законом 307-ФЗ.

Рассмотрим еще пример. Пусть у УО возникла задолженность перед РСО 15 сентября. Тогда по логике кредиторов с 16 сентября по 31 декабря расчет пеней будет вестись исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просроченной задолженности, а с 1 января 2016 года — по 1/130 (поскольку 90-дневный период с момента возникновения задолженности уже истечет). Таким образом, 107 дней расчет пеней будет вестись по 1/300, а потом — сразу по 1/130, минуя период начисления по 1/170.

Такое применение различных норм законодательства к одной и той же задолженности представляется неправильным, нарушающим логику последовательного повышения доли ставки рефинансирования в зависимости от длительности периода просроченной задолженности, установленную самим же Законом 307-ФЗ.

Выводы

Исходя из сказанного в настоящей статье, представляется законным начисление пеней на просроченную задолженность в порядке, зависящем от даты возникновения такой задолженности — при возникновении задолженности в период по 31.12.2015 расчет пеней необходимо вести по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки оплаты, а при возникновении задолженности с 01.01.2016 — в порядке, утвержденном Законом 307-ФЗ.

В виде таблицы такой порядок расчета можно представить следующим образом:

Доля ставки рефинансирования от просроченной задолженности, возникшей по 31.12.2015 включительно, применяемая при расчете пеней за каждый день просрочки

Период просрочки Должник

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector