Почему налоговая не подает в суд

Как и в какой срок налоговый орган может взыскать задолженность по налогам?

Уплачивать налоги необходимо в установленные сроки. Так, налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный налоги уплачиваются на основании налогового уведомления не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 2 п. 1 ст. 45, п. п. 1, 4 ст. 57, п. 6 ст. 58, абз. 3 п. 1 ст. 363, абз. 3 п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 НК РФ).

В этот же срок, по общему правилу, следует уплатить НДФЛ, если налог не был удержан налоговым агентом и налоговый агент представил сведения об этом в налоговый орган. Исключением является уплата НДФЛ в отношении доходов за 2016 г., его нужно уплатить не позднее 01.12.2018. Учитывая, что эта дата приходится на субботу, заплатить НДФЛ можно не позднее понедельника 03.12.2018 (п. 7 ст. 6.1, п. п. 6, 7 ст. 228 НК РФ).

В ряде случаев НДФЛ необходимо уплатить не позднее 15 июля года, следующего за годом получения дохода (п. п. 1, 4 ст. 228 НК РФ).

При неуплате налога у вас образуется задолженность (недоимка), которую налоговый орган может взыскать через суд. Таким же образом могут быть взысканы не уплаченные вовремя пени и штрафы (п. 2 ст. 11, п. п. 2, 8 ст. 45, п. 1 ст. 48, п. 2 ст. 57, п. 1 ст. 75, ст. 122 НК РФ).

Нормативным актом субъекта РФ, на территории которого налог на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости всех или отдельных объектов налогообложения, может быть установлено, что на сумму недоимки по налогу на имущество, подлежащему уплате за 2015 г., пеня начисляется начиная с 01.05.2017, за 2016 г. — начиная с 01.07.2018, за 2017 г. — начиная с 01.07.2019 ( п. 4.1 ст. 75 , п. 3 ст. 402 НК РФ; ст. 1 Закона г. Москвы от 14.12.2016 N 45; п. 2 ст. 7 Закона г. Москвы от 29.11.2017 N 45; Письмо Минфина России от 29.12.2016 N 03-05-04-01/79213).

Условия взыскания налоговым органом недоимки (пеней, штрафов)

Взыскание с вас задолженности по налогу (пеней, штрафов) в судебном порядке возможно только при наличии совокупности условий.

1. Налоговый орган направил вам требование об уплате налога (пеней, штрафов), которое должно содержать, в частности, сведения об основаниях взимания налога и установленном сроке его уплаты, о сумме имеющейся недоимки, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования (п. п. 2, 4, 8 ст. 69 НК РФ).

Требование может быть передано следующими способами (п. 6 ст. 6.1, п. п. 6, 8 ст. 69 НК РФ; п. 23 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 30.06.2015 N ММВ-7-17/260@):

  • вручено лично под расписку (в том числе вашему законному или уполномоченному представителю);
  • отправлено по почте заказным письмом. При этом требование считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления письма;
  • передано в электронной форме, в частности, через личный кабинет налогоплательщика. Днем получения требования в данном случае является день, следующий за днем размещения требования в личном кабинете.

2. Вы не исполнили требование об уплате налога (пеней, штрафов) в установленный срок (по общему правилу — восемь рабочих дней с даты его получения). Иной, более продолжительный срок может быть установлен в самом требовании. Так, ФНС России рекомендовала нижестоящим налоговым органам предоставлять налогоплательщикам от 30 до 45 календарных дней для добровольной уплаты недоимки (пеней, штрафов) (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 48, абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ; Письмо ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18401@).

3. Общая сумма задолженности (то есть недоимки, пеней и штрафов), подлежащей взысканию, превышает 3 000 руб. Для случаев, когда данная сумма не превышает 3 000 руб., установлено особое правило: основанием для взыскания задолженности является истечение трех лет со дня окончания срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов. Если сумма задолженности определяется по нескольким требованиям, то учитывается срок исполнения самого раннего из них (абз. 4 п. 1, абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).

ФНС России рекомендует нижестоящим налоговым органам по истечении срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов информировать налогоплательщика (его представителя) по телефону о наличии задолженности, если сумма такой задолженности перед федеральным бюджетом превышает 10 000 руб. (перед бюджетом г. Москвы — 50 000 руб.) ( п. 5 Письма ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18401@).

Срок обращения налогового органа в суд для взыскания недоимки (пеней, штрафов)

Для взыскания недоимки (пеней, штрафов) налоговый орган подает в суд заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет вашего имущества (п. 1 ст. 48 НК РФ).

По общему правилу налоговый орган вправе обратиться в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если задолженность по нему превышает 3 000 руб. (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Если суммарная задолженность определяется по нескольким требованиям об уплате налога, пеней, штрафов, налоговая инспекция должна подать заявление о взыскании в следующие сроки (абз. 2, 3 п. 2 ст. 48 НК РФ):

  • в течение шести месяцев со дня, когда суммарная задолженность превысила 3 000 руб.;
  • в течение шести месяцев после истечения трехлетнего срока со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, если суммарная задолженность не превысила 3 000 руб.

В случае если с вас взыскивается недоимка (пени, штрафы), налоговый орган должен направить вам копию заявления о взыскании не позднее даты подачи его в суд (абз. 5 п. 1 ст. 48 НК РФ).

Порядок взыскания налоговым органом недоимки (пеней, штрафов)

Налоговый орган подает заявление о взыскании задолженности по налогу, пеней, штрафов в порядке административного судопроизводства (п. 3 ст. 48 НК РФ; ст. 286 КАС РФ).

По заявлению налоговой инспекции мировой судья по месту вашего жительства без судебного разбирательства и вызова сторон может вынести судебный приказ. В течение трех дней с даты издания приказа вам направляют его копию. До вынесения судебного приказа, а также в течение 20 дней после направления копии приказа вы вправе представить свои возражения (ст. 17.1, ч. 3 ст. 123.5 КАС РФ).

Если возражения представлены в указанный срок, в принятии заявления о вынесении судебного приказа налоговому органу будет отказано, а уже вынесенный судебный приказ будет отменен. В таком случае налоговый орган может подать административное исковое заявление о взыскании налога, пеней, штрафов в районный суд общей юрисдикции (ч. 1, 2 ст. 123.7, ст. ст. 286, 289 КАС РФ; п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).

Если возражения в указанный срок не представлены, судебный приказ передается судебному приставу-исполнителю для взыскания долга (ч. 1 ст. 123.8 КАС РФ).

Вступивший в силу судебный приказ можно обжаловать в суде кассационной инстанции. Кассационная жалоба подается не позднее шести месяцев с момента вступления приказа в силу (ч. 3 ст. 123.8, ч. 2 ст. 318 КАС РФ).

Последовательность обращения взыскания на имущество физического лица

Взыскание задолженности по налогу (пеней, штрафов) за счет вашего имущества производится судебным приставом-исполнителем последовательно в отношении (п. 5 ст. 48 НК РФ; ч. 2 ст. 5 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ):

1) денежных средств на счетах в банке и персонифицированных электронных денежных средств;

2) наличных денег;

3) имущества, переданного другим лицам без перехода к ним права собственности, если соответствующие договоры о передаче имущества во владение, пользование и распоряжение расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного использования вами или членами вашей семьи.

По ходатайству налогового органа на ваше имущество может быть наложен арест (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Если из-за ошибки налогового органа физическому лицу неправомерно был предоставлен налоговый вычет по НДФЛ, полученная налогоплательщиком денежная сумма может быть взыскана с него в порядке возврата неосновательного обогащения, если это единственно возможный способ защиты интересов государства. Порядок взыскания налоговой недоимки, например, в части начисления пеней, направления требования об уплате задолженности в таком случае не применяется ( п. 1 ст. 11 , ст. 1102 ГК РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2017 N 9-П; Письмо ФНС России от 04.04.2017 N СА-4-7/6265@).

Официальный сайт Федеральной налоговой службы — www.nalog.ru

Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов — www.fssprus.ru

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Как налоговая взыскивает долги

Эту статью я писал для биржи статей где-то с год назад, но у меня ее не приняли в связи с непрохождением теста на уникальность (так как в статье используются типовые экономические и налоговые выражения), а переделывать мне было очень лень, поэтому статья завалялась и в нашем ветреном законодательстве может потерять актуальность в ближайшее время. Поэтому выкладываю на Пикабу для ликбеза и в качестве помощи тем, кто столкнулся с налоговыми органами, или для студентов, изучающих налоговое право.

Читать еще:  Пример частной жалобы на определение суда о взыскании судебных расходов

На сегодняшний день в связи с трудностями в экономике страны правительство все более ужесточает налоговое право с целью обеспечения налоговых поступлений в бюджет. Поэтому любому налогоплательщику, будь то юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин, совсем не помешает и даже поможет знание основ налогообложения в Российской Федерации. В первую очередь это касается того, как налоговые органы пытаются взыскать налоги с должников.

Урегулирование задолженности начинается, когда налогоплательщик не уплатил налог в срок, установленный законодательством. Например, в 2018 году для транспортного налога с физических лиц в большинстве регионов это 1 декабря. А для налога на добавленную стоимость это каждое 25-ое число месяца.

Если срок уплаты налога наступил, а человек или организация налог не уплатили, то со следующего дня такой налог становится недоимкой, и налоговая инспекция начинает довольно длительную процедуру по взысканию возникшего долга. Кроме того, со следующего дня после срока уплаты начинают считаться пени.

В первую очередь налоговая инспекция проводит так называемую операцию по выявлению недоимки – издается специальный документ, который фиксирует факт того, что инспекция определила наличие недоимки у налогоплательщика. Этот документ, как правило, не направляется должнику, и является служебным. От даты выявления недоимки отсчитываются последующие сроки формирования документов взыскания. Срок давности выявления недоимки не определен, и налоговая может объявить, что на днях выявила вашу недоимку столетней давности, однако в судебной практике (к сожалению, в таком случае, придется обратиться в суд) всё чаще встречаются отказы налоговой инспекции во взыскании старых долгов. Поэтому налоговые органы стараются придерживаться сроков давности не превышающих трех лет, хотя суд может снизить этот срок даже до одного года и меньше.

После того как недоимка выявлена, сроки взыскания, в пределах которых налоговые органы должны принимать соответствующие меры, становятся очень жесткими. Нарушение этих сроков может привести к отмене взыскания долга и, в конечном итоге, такой долг может быть признан безнадежным для взыскания.

Согласно Налоговому кодексу после выявления недоимки инспекция обязана уведомить должника о том, что тот имеет долг. Для недоимки свыше 500 рублей это должно быть сделано в течение трех месяцев, а если сумма недоимки менее 500 рублей, то – в любое время в течение года. Документом, которым налоговая уведомляет налогоплательщика о задолженности, является требование об уплате. Данный документ имеет установленную форму, в которой почти все реквизиты обязательны. Если инспекция что-то неверно укажет в требовании, то такое требование можно оспорить.

Тем не менее, требование носит скорее уведомительный характер, оно сообщает налогоплательщику, что по данным инспекции за ним числится долг и предлагает в установленный срок разобраться с задолженностью: либо доказать налоговой, что долг выявлен ошибочно, либо погасить его.

Инспекция направляет требование об уплате по почте, курьером или по каналам телекоммуникационной связи. При этом в требовании должнику предлагается добровольно уплатить задолженность не позднее определенной даты. Срок исполнения требования устанавливается в среднем от шести до тридцати дней в зависимости от того, каким способом требование было направлено налогоплательщику. В этот период инспекция не имеет права предпринимать каких-либо действий по взысканию. Любое взыскание, начатое до истечения срока по требованию, является незаконным, даже если долг на момент взыскания не был погашен.

Дальнейшие действия инспекции по взысканию задолженности зависят от того является ли должник юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) или физическим лицом.

Сначала рассмотрим порядок взыскания с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Когда срок исполнения требования истек, а долг по-прежнему не погашен, налоговая инспекция имеет право взыскать его принудительно, то есть буквально без разрешения должника. Начиная со следующего дня после окончания срока исполнения требования и в течение последующих двух месяцев, инспекция обязана вынести решение о взыскании задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах должника в банке. Это документ установленной формы, который формирует инспекция и направляется налогоплательщику почтой или курьером.

Решение уведомляет плательщика, что тот не исполнил направленное ему ранее требование, в связи с чем инспекция обращает взыскание задолженности на денежные средства на расчетных счетах должника. Стоит отметить, что решение не содержит подробностей о взыскиваемых суммах, так как его цель заключается в оформлении факта начала принудительного взыскания – сведения о том, какие налоги и за какой период взыскиваются, в решении отсутствуют.

Одновременно с решением о взыскании (хотя законом это строго не установлено) инспектор направляет в банк инкассовые поручения, на основании которых банк, при наличии денег на счете клиента, списывает со счета должника необходимую сумму, совпадающую с суммой в решении. При этом списание происходит, даже если на счете должника присутствуют иные расходные документы, например, об оплате материалов, командировочных, погашении кредита и т.д. Лишь определенный набор платежных поручений будет списан раньше, чем инкассовые поручения налогового органа. Это те платежи, чья очередность, согласно гражданскому законодательству, является первой или второй. Клиент не может запретить банку списывать деньги со счета в пользу бюджета.

Важным моментом является то, что в настоящее время между налоговыми органами и банками налажен электронный документооборот, и инкассовые поручения поступят в банк на следующий день, а иногда и в день формирования решения о взыскании. При этом само решение о взыскании будет отправлено по почте. Таким образом, налогоплательщик, не слишком внимательный к движению средств на своих счетах, может узнать о произошедшем взыскании задолженности через неделю после списания, а то и позже, когда получит бумажное решение на почте.

На этом возможности принудительного взыскания налогового органа со счетов должника не исчерпываются. Помимо направления в банк инкассовых поручений инспекция имеет право (а на практике делает это в обязательном порядке) приказать банку приостановить движение средств на расчетных счетах клиента на сумму задолженности, указанной в том же решении о взыскании. Это означает, что если у должника не один расчетный счет, а несколько, то инспекция к одному счету предъявит инкассовые поручения, а на другие наложит так называемое «ограничение» на пользование средствами. Если с должника взыскивают тысячу рублей, то банк «зарезервирует» на счете эту тысячу, которой клиент не сможет пользоваться.

Действия по ограничению пользования средствами инспекция оформляет в виде решения о приостановлении операций по счетам в банке, которое также направляется должнику почтой (с 2017 разработана возможность электронного документооборота), а вот в банк оно уйдет исключительно в электронном виде и окажется там практически моментально. При этом существует строгий запрет на открытие расчетных счетов в других банках по всей стране. Иначе говоря, если у должника в Москве «арестован» счет хотя бы на одну копейку, то ни один банк в России не имеет право открыть счет такому клиенту.

Следует знать, что действие приостановки операций по счетам автоматически не заканчивается, когда плательщик погасит долг. Отмена приостановки происходит только после того, как банк получит соответствующее решение о возобновлении операций по счетам. Чтобы инспекция вынесла такое решение, она должна быть уверена, что долг погашен. Списание средств со счета по инкассовому поручению — еще не повод ждать мгновенную «разблокировку» счета, если инспекция еще не знает о факте погашения.

Тем не менее ограничение операций на счете действует только в пределах суммы задолженности. Если должник не заплатил 100 рублей, а на счете у него денежных средств на 1000 рублей, то остатком в сумме 900 рублей он может пользоваться по своему усмотрению. Однако подобная свобода действий не поможет при использовании специальных финансовых инструментов, например, овердрафта. Ограничение налоговой инспекцией операций по счетам может сорвать серьезную сделку. Поэтому даже добросовестному плательщику рекомендуется внимательно следить за состоянием расчетного счета. Бывают случаи, когда копеечные пени, взыскание которых налогоплательщик наивно оставляет инспекции, становятся серьезной проблемой при финансовых операциях на расчетных счетах или при участии в тендерах.

Всё вышесказанное относится и к валютным счетам и счетам с электронными денежными средствами.

Следующий этап взыскания происходит в случае, если на счетах должника денежных средств оказалось недостаточно или вообще счета в кредитных учреждениях отсутствуют. В этом случае инспекция начинает последний этап – взыскание задолженности за счет имущества должника. Все необходимые мероприятия по взысканию за счет имущества должны быть проведены в течение одного года с момента истечения срока по требованию.

Сначала инспектор создает решение о взыскании за счет имущества, а затем на основании этого решения выносит постановление, которое будет направлено в службу судебных приставов. В последние годы между налоговыми инспекциями и службой судебных приставов также налажен электронный обмен, поэтому постановление поступает на исполнение довольно оперативно.

Читать еще:  Разъездной характер работы как оформить поездки

Дальнейшие действия по взысканию задолженности совершаются непосредственно приставом в рамках закона об исполнительном производстве. Это означает, что судебные приставы будут предпринимать действия по розыску имущества должника, производить арест и реализацию обнаруженного имущества. Процедура взыскания по исполнительному документу довольно сложна, и рекомендуется требовать от пристава документ по каждому его действию: от постановления о возбуждении исполнительного производства до документов о его завершении, так как взысканные с должника суммы будут поступать не напрямую в бюджет, а на специальные счета судебных приставов, где может произойти существенная задержка в перечислении денег в бюджет. Налоговая инспекция при этом будет пытаться со своей стороны продолжать взыскание, например, приостановка операций по расчетным счетам инспекцией, как правило, не отменяется, даже если взыскание производит судебный пристав.

Кроме того, до направления постановления судебному приставу инспекция имеет право наложить арест на имущество должника. Правда, у инспекции должны быть для этого основания: обоснованное подозрение, что должник попытается скрыть имущество, а также санкция прокурора на подобные действия.

В случае если все вышеперечисленные мероприятия не привели к погашению задолженности, и должник соответствует определенным критериям, инспекция имеет право обратиться в суд для признания должника банкротом.

Теперь рассмотрим вариант взыскания задолженности, если налогоплательщик является физическим лицом или утратил статус индивидуального предпринимателя. Такой же порядок применяется в отношении налогов на личное имущество предпринимателя.

Если порядок выявления недоимки и уведомления физического лица о долгах в требовании об уплате совпадает с порядком для юридических лиц, то дальнейшее взыскание происходит исключительно через суд.

В 2016 году государство решило снизить расходы по такой дорогостоящей процедуре как обращение в суд и постановило, что обязательно и оперативно должны быть взысканы с физических лиц суммы, превышающие 3000 рублей. Инспекция должна обратиться в суд для взыскания задолженности свыше 3000 рублей в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате. Долги менее указанной суммы инспекция будет взыскивать через три года опять же в течение шести месяцев. Если инспекция пропускает сроки по уважительной причине, то суд может продлить взыскание.

Таким образом, инспекция направляет в суд заявление о взыскании. Суд рассматривает это заявление и либо отказывает, если инспекция допустила нарушения в процедуре, либо выносит судебный приказ, в котором обязывает должника уплатить причитающуюся задолженность. Кроме этого должник еще будет обязан уплатить госпошлину за рассмотрение дела в суде.

Инспекция получает из суда исполнительный документ и направляет его в службу судебных приставов по месту учета должника. В последнее время стала распространенной практика, когда судебный приказ направляется к работодателю должника, и бухгалтерия вычитает долг из зарплаты работника.

Чтобы избежать сюрпризов, налогоплательщик-физическое лицо может контролировать свои задолженности, например, через личный кабинет в интернете, доступ к которому предоставляется налоговой инспекцией. А также помнить сроки уплаты имущественных налогов физических лиц и оплачивать налоги своевременно.

Важным моментом является то, что в случае, если налогоплательщик-физическое лицо являлся индивидуальным предпринимателем, накопил долги, а затем утратил статус предпринимателя, то инспекция будет взыскивать задолженность именно в судебном, а не бесспорном порядке, так, как описано выше.

Как противостоять ошибочным требованиям налоговой?

Сколько ошибочных уведомлений и требований направляют налоговые органы, никто не считал. У каждого из нас найдутся не один и не два близких знакомых, получивших требование на уплату невесть откуда взявшихся долгов по платежам в бюджет. То присылают налоговое уведомление по транспортному налогу, где перепутаны киловатты и лошадиные силы. То выставляют в налоговых уведомлениях неожиданно возникшие нереальные недоимки. И приходится тратить нервы, силы и время на то, чтобы доказать ошибочность выставленных требований. Что надо делать в подобных случаях добросовестным налогоплательщикам. И можно ли заставить налоговиков заплатить за причиненные неудобства и возможный моральный ущерб?

Презумпция невиновности

Главное, не забывайте, что согласно пп. 11 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, если они не соответствуют Налоговому кодексу или иным федеральным законам. Если налог начислен вам безосновательно, значит, и платить его не нужно, а бремя доказательства обоснованности начисления возлагается на налоговую инспекцию.

Письмо в налоговую

Всем, получившим налоговые уведомления или требования на «ложный» налог следует обратиться с письменной жалобой в тот налоговый орган, который прислал этот документ. Ходить или звонить получается, к сожалению, менее эффективно, чем писать письма. Кстати, их можно как самим доставлять в канцелярию (зафиксировав входящий номер), так и отправлять почтой (заказным письмом с уведомлением о вручении или ценным с описью вложения) — только так остаются доказательства обращений и ответов. Также не рекомендую обращаться по электронной почте либо через портал на сайте ФНС: эти обращения пока также трудно документально подтвердить, а в дальнейшем это может понадобиться.

Сверка расчетов

В ранее действовавшей редакции п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ у налогоплательщика было только право потребовать справку о расчетах по налогам (так называемую форму 39). В ней информации содержится немного: только наименование налога и сумма задолженности по нему. Однако с 02.09.2010 действует внесенный поправками Федерального закона №229-ФЗ пп. 5.1, согласно которому налогоплательщик имеет право на проведение совместной сверки и получение акта такой сверки. Необходимо требовать, в частности, указать, когда и на основании какого документа был начислен неуплаченный налог. Ответа может и не быть, но иногда уже на этом этапе налоговые претензии исчезают сами собой. Если в течение месяца вам не ответили или отписались общими словами, то пишите жалобу руководителю налоговой инспекции на конкретных сотрудников, которые недобросовестно выполняют свои обязанности. В жалобе снова потребуйте выяснить происхождение налоговой задолженности, а также наказать виновных и сообщить обо всем этом вам. Обязательно указывайте в жалобе входящие и исходящие номера документов, которые проходили по канцелярии налогового органа, а если у вас этих данных нет (например, заявление Вы отправляли почтой), тогда прикладывайте копии документов. Не получается и на этом уровне решить проблему, обращайтесь с жалобами в вышестоящий налоговый орган, в прокуратуру, в суд.

Доказать правоту в суде

Можно самому подать исковое заявление о признании налогового уведомления/требования незаконным, а можно дождаться, когда налоговые инспекторы подадут в суд на взыскание недоимки. Если объяснить и документально подтвердить происхождение «ложного» налога они окажутся не в состоянии, то суд признает такой долг незаконным и во взыскании откажет. Если вы выиграете дело, судебные издержки (расходы на юридическую помощь, госпошлина, почтовые расходы по переписке с налоговой) будут возмещены за счет проигравшей стороны. Главное, не бойтесь, что обращение в суд «разозлит» чиновников. На самом деле налоговые инспекции постоянно с кем-то судятся, для них это рутинная процедура.

Что же касается наказания нерадивых чиновников, то здесь все гораздо менее радужно. По ст. 35 Налогового кодекса РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам неправомерными действиями (решениями) или бездействием, а равно в результате неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Но на практике получить какую-то компенсацию практически нереально: надо доказать наличие вреда, его размер, противоправность поведения и вину чиновника, причинившего вред, причинную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. Отсутствие в деле любого из этих доказательств приводит к отказу в возмещении ущерба. Но даже если вам удастся все это доказать, то причиненные убытки будут возмещены не из кармана виновного чиновника, а за счет федерального бюджета. Административной ответственности за недобросовестную работу для чиновников не предусмотрено.

Как реагировать на подачу в суд налоговой по транспортному налогу

Налоговая инспекция подает в суд по транспортному налогу? Это одна из мер наказания, когда физическое лицо не производит своевременные выплаты по этому виду государственных пошлин.

Транспортный налог является довольно эффективным способом пополнения бюджеты субъектов Российской Федерации. Законодательством предусмотрены меры наказания за неуплату или несвоевременное погашение задолженности.

Эти меры отличаются друг от друга степенью тяжести, назначаются непосредственно по характеру нарушения. Одной из таких мер являются обращение Федеральной налоговой службы в суд и дальнейшие судебные разбирательства. Рассмотрим ее поподробнее.

Подробнее о транспортном налоге

Транспортный налог — региональная государственная пошлина. Основным ее предназначением является пополнение бюджета отдельных регионов Российской Федерации.

Законодательство довольно строго следит за степенью выплат по транспортному налогу. Были разработаны специальные меры наказания за уклонение от уплаты государственной пошлины.

Для чего вообще нужен транспортный налог? Во-первых, каждый автомобиль так или иначе оказывает негативное воздействие на состояние дорожных покрытий. Ежегодно государство вынуждено выделять из бюджета огромные суммы денег на восстановление дорог. Большая часть из них уходит и на строительство новых покрытий.

Во-вторых, чем больше машин, тем больше пробок на дорогах. Многие уверены, что ежегодно транспортный налог растет для того, чтобы значительно снизить загруженность транспортными средствами. Многие водители просто не могут себе позволить регулярно выплачивать государственные пошлины. Они вынуждены отказаться от вождения автомобиля.

Читать еще:  Приставы снимают деньги с расчетного счета организации

Наконец, транспортный налог нужен для поддержки еще одного способа пополнения государственного бюджета — общественного транспорта. Из-за большого размера транспортного налога и постоянного его увеличения многие автомобилисты вынуждены пересаживаться на общественный транспорт.

Изменения в законодательстве

В 2016 году были в законодательство внесены некоторые изменения, которые касаются мер наказания за неуплату или просрочку транспортного налога. В чем они заключаются?

Как и ранее, за просрочку платежа или неуплату налогоплательщику грозит административная или уголовная ответственность. Если платеж был просрочен, может накладываться штраф, размер которого равен 20 процентам от общей суммы налога.

Согласно нововведениям по усмотрению органов власти, если в действиях налогоплательщика был умысел, лицо намеренно уклонялось от оплаты налога, размер штрафа может возрасти в два раза.

За налогоплательщиком сохраняется право апелляции. Он может подать иск в суд. Заявление должно содержать причины неуплаты транспортного налога. Если эти причины будут признаны уважительными, налогоплательщик может полностью избежать наказания.

Способы взыскания налога

Главная цель обращения налоговой службы в суд и дальнейших судебных разбирательств — принудительное взыскание недоимок с налогоплательщика. Это регламентируется 48 статьей Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба может провести следующие меры для наказания налогоплательщика и взыскания неуплаченного налога:

  • Налоговая проверка.
  • Начисление штрафов и пени.
  • Арест всех банковских счетов и имущества лица.
  • Изъятие денежных средств, имущества.
  • Взыскание полного размера транспортного налога с учетом штрафов и пени с заработной платы налогоплательщика.
  • Запрет на выезд за территорию России.
  • Запрет на оформление кредитный займов и т. д.

Что касается судебных разбирательств, то обычно они заканчиваются изъятием и реализацией в пользу Федеральной налоговой службы имущества налогоплательщика.

Доступным к изъятию и реализации имуществом являются:

  • Недвижимость (земельный участок, квартира или дом).
  • Предметы роскоши.
  • Само транспортное средство.
  • Банковские счета.
  • Наличные денежные средства.
  • Денежные средства на электронных кошельках и т. д.

Судебное разбирательство — довольно продолжительная и затратная для налогоплательщика процедура. Лицо должно погасить все убытки, которые связаны с ведением судебных разбирательств. Как правило, они равны 4 процентам от общего размера задолженности (предмета иска).

О том, что грозит налогоплательщику за неуплату транспортного налога или задержку погашения задолженностей по решению суда, можно узнать в следующем видеоролике:

Уголовная ответственность

Если даже после судебных разбирательств не удалось взыскать с налогоплательщика недоимки в полном размере, ему грозит уже уголовная ответственность. Это регламентировано 199 статьей Уголовного кодекса Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба передает дело по должнику внутренним органам для дальнейшего рассмотрения. Основания для этого и состав преступления могут быть следующими:

  • Налогоплательщик не предоставил Федеральной налоговой службе в установленные законодательством сроки налоговую декларацию.
  • Налогоплательщик предоставил Федеральной налоговой службе налоговую декларацию с ложной информацией.
  • Налогоплательщик не исполнил свои налоговые обязательства, которые регламентированы законодательством.
  • Налогоплательщик намеренно скрывал денежные средства, которые должны были пойти на погашение транспортного налога.

Срок давности транспортного налога

Законодательством Российской Федерации предусматривается такое понятие, как срок давности транспортного налога. Он определяет временной промежуток, в течение которого налогоплательщик должен погасить все свои задолженности за использование собственного транспортного средства.

Понятие срока давности по транспортному налогу закреплено в 113 статье Налогового кодекса Российской Федерации. Эта статья гласит, что налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за неуплату транспортного налога, срок давности которого уже истек.

Этот срок равен 3 годам. По истечении этого срока Налоговая служба Российской Федерации не может взыскать с лица недоимку.

Действия должника при судебном разбирательстве

От действий должника во многом будет зависеть исход судебных разбирательств. Мера наказания может ужесточиться или, наоборот, стать более лояльной для налогоплательщика.

Самое главное правило для того, чтобы уменьшить пени и смягчить меру наказания, — идти на контакт с Федеральной налоговой службой и судебными органами власти. Уклонение от уплаты налогов может привести к увеличению размеров штрафа.

Осознание собственной вины и готовность к частичному или полному погашению задолженности в зависимости от имеющихся на это денежных средств — все это поможет благоприятно настроить суд и налоговую службу. В таком случае лицу удастся смягчить меру наказания и уменьшить размер выплат.

Когда суд не даст ИФНС сделать из компании банкрота

Президиум Верховного суда РФ утвердил Обзор отдельных вопросов, которые касаются банкротства юрлиц.

Рассматривалось два вопроса:

1) Как следует поступить судье арбитражного суда в том случае, если к заявлению ИФНС о признании организации-должника банкротом не приложены документы, обосновывающие наличие у нее имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, либо вероятность обнаружения такого имущества в процедурах банкротства?

2) Что делать, если суд такое заявление не принял?

В случае когда к заявлению налогового органа о признании организации банкротом не приложены доказательства, подтверждающие наличие у нее имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, заявление подлежит оставлению без движения с последующим возвращением (при непредставлении соответствующих доказательств в установленный судом срок).

В качестве документов, свидетельствующих об отсутствии средств, достаточных для возмещения расходов на проведение процедур банкротства, судами, в частности, могут приниматься во внимание:

  • акты судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания;
  • справки налогового органа об отсутствии у него сведений об имуществе должника, полученных от Росреестра, ГИБДД, и т.п.;
  • банковские выписки, указывающие на отсутствие остатка по счетам и несовершение по ним операций в течение длительного времени;
  • сведения о непредставлении организацией бухгалтерской или налоговой отчетности.

В ситуации, когда названные документы об отсутствии у должника имущества или их часть имеются в поступивших в суд материалах и уполномоченным органом не представлены какие-либо иные доказательства, обосновывающие обратное, в том числе возможность фактического поступления в конкурсную массу денежных средств вследствие привлечения контролирующих лиц к ответственности, суд выносит определение о возвращении заявления о признании должника банкротом, указав в мотивировочной части обстоятельство, послужившее основанием для возвращения, — отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Если указанное обстоятельство обнаружится после принятия к производству заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом, суд выносит определение о прекращении производства по делу, указав в мотивировочной части на отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Между тем в документе говорится, что после возвращения заявления уполномоченного органа о признании должника в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение банкротных процедур, налоговики вправе обратиться в суд в общеисковом порядке с заявлением о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или о возмещении ими убытков.

Напомним, недавно свое слово в деле банкротства юрлиц сказал Конституционный суд. Речь шла о возмещении части расходов на процедуру банкротства с бывшего директора компании. КС в своем Постановлении указал, что налоговикам следовало подумать, прежде чем затевать процедуру банкротства компании, у которой не хватит средств на оплату услуг арбитражного управляющего. Ведь в случае нехватки средств платить их придется инициатору банкротства — то есть УФНС, а это бюджетные средства. А переложить эти расходы на плечи директора — неправильно, отметил КС.

Что с недоимкой

Что же будет с налоговыми долгами компании, если суд отказался принимать у налоговиков заявление о ее банкротстве? Их надо списать, указано в Обзоре.

В этом случае надо руководствоваться пп.4.3 п.1 ст.59 НК, где сказано, что принятие судом в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение банкротных процедур, определения о возвращении заявления уполномоченного органа, является самостоятельным основанием для признания недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию.

Для списания задолженности по указанному основанию не требуется устанавливать каких-либо дополнительных обстоятельств.

При этом такое списание задолженности само по себе не препятствует последующей подаче налоговиками в общеисковом порядке заявления о привлечении лица, контролирующего должника, к ответственности по списанным обязательствам и не может служить единственным основанием для исключения списанной задолженности из общего размера ответственности контролирующего лица.

Кроме того, если после возвращения уполномоченному органу заявления о признании организации-должника банкротом в связи с отсутствием средств, необходимых на покрытие расходов по делу о банкротстве, будут выявлены имущество должника, скрываемое им, или иные обстоятельства, указывающие на возможность поступления имущества в собственность должника (например, посредством фактического получения имущества через процедуру оспаривания сделок), которые не были и не могли быть достоверно известны уполномоченному органу, по его заявлению определение о возвращении заявления может быть пересмотрено.

В случае пересмотра определения суд, устанавливая общий объем обязательств должника перед бюджетом, проверяет, были ли налоговым органом восстановлены в соответствии с законодательством РФ суммы, списанные ранее на основании отмененного судебного акта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector