Проверка фсс основания

Порядок проведения камеральной проверки ФСС (нюансы)

Камеральная проверка ФСС проводится территориальным органом Фонда социального страхования на основании отчетности, подаваемой проверяемым юридическим лицом или ИП. Такой вид проверки осуществляется без выезда к проверяемому страхователю.

Основания для проведения камеральной проверки

Основаниями для проведения камеральной проверки ФСС является факт сдачи отчетности и/или промежуточной расчетной ведомости. Проверка проводится в течение 2 месяцев после сдачи отчета страхователя, а при выделении средств Фонда — на протяжении 10 дней с даты подачи документации (п. 6 Методических указаний по проведению камеральных проверок, утвержденных постановлением ФСС от 21.05.2008 № 110).

В соответствии с п. 2 ст. 34 федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) камеральная проверка может быть проведена в течение 3 месяцев с момента сдачи расчета по уплаченным и начисленным страховым взносам.

В связи с тем, что в различных нормативных документах указаны разные сроки, следует отталкиваться от законодательно установленного срока в 3 месяца, поскольку федеральный закон имеет большую юридическую силу, чем подзаконный нормативный акт, т.е. постановление ФСС.

Под отчетностью понимаются отчеты 4-ФСС и 4а-ФСС. Также ФСС осуществляет камеральную проверку:

  • документов, которые подаются вместе с обращением на выделение средств Фонда;
  • промежуточной расчетной ведомости и подтверждающих целевые расходы средств Фонда документов для льготников.

О сроках предоставления расчета страховых взносов вы сможете узнать из нашей статьи «Сроки представления расчета 4-ФСС с 2015 года».

Подробнее о порядке заполнения отчета 4-ФСС читайте в нашей статье «4-ФСС — 2015: отчитываемся по новой форме».

Отличием камеральной проверки от выездной является то, что проверяющие из территориального отделения ФСС не выезжают к работодателю, а осуществляют проверку на своем рабочем месте, т.е. по адресу регионального отделения Фонда. Проверка проводится в соответствии со ст. 34 Закона № 212-ФЗ.

Основой для проведения камеральной проверки служат сдаваемые юридическими и физическими лицами-предпринимателями расчеты по уплате и начислению страховых взносов, а также документы, которые имеются у проверяющих в отношении данного страхователя.

Что проверяют во время проведения камеральной проверки?

Камеральная проверка ФСС проводится в таком же порядке, как и налоговая (по аналогии можно применять ст. 88 Налогового кодекса). Специального решения начальства Фонда на проведение проверки не требуется, а основанием для ее начала является факт обнаружения несоответствия в данных.

О порядке проведения налоговой камеральной проверки вы сможете прочитать в нашей статье «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2015 году».

Проверяющих из ФСС обязательно заинтересует целевое расходование средств, предназначенных для выплат социальных страховок. Так, сличаются даты в табеле и в листке нетрудоспособности, анализируется порядок расчета страхового стажа при выплате больничных, сверяются подписи на документах. Такая более тщательная проверка, в том числе и проверка правильности заполнения листка нетрудоспособности, проводится при запрашивании пояснений тех или иных цифр, отображенных в отчете.

Для работодателей будет полезной информация об удобной форме представления отчетности в ФНС — подробнее в нашем материале «ФНС РФ: почти всю отчетность можно сдать через сайт».

Оформление результатов проверки

Если при проведении камеральной проверки ошибок не выявлено, то работодатель-страхователь может и не узнать, что она проводилась. Если же в расчете страховых взносов (уплаченных и начисленных) были обнаружены ошибки или противоречивые/несоответствующие действительности сведения, то об этом факте сообщается страхователю.

Также одновременно запрашиваются пояснения выявленных при проведении камеральной проверки расхождений (ошибок или неточностей). Проверяемому страхователю дается 5 дней для предоставления пояснений либо внесения исправлений в отчетность. Страхователь вместе с пояснениями может предоставить проверяющим выписки из бухгалтерских регистров или иные документы, которые бы подтверждали достоверность предоставленных сведений.

Если в результате рассмотрения пояснений и иных документов, поданных работодателем, не будет подтверждена достоверность данных из предоставленного расчета либо если проверяемое лицо проигнорирует просьбу о передаче уточнений и пояснений, тогда инспектор, осуществляющий проверку, устанавливает, что имеет место правонарушение. В этом случае оформляется акт проверки.

Акт проверки оформляется по установленной форме, утвержденной приказом ФСС от 09.03.2010 № 37.

Порядок составления акта указан в ст. 38 Закона № 212-ФЗ. Акт составляется в 10-дневный срок после того, как истечет срок для проведения камеральной проверки.

На подписание акта проверки отводится 5 дней, а в случае пересылки почтой он считается врученным на 6-й день после отправки. Если страхователь, в отношении которого проводилась камеральная проверка, не согласен с отраженными в акте сведениями и сделанными выводами, то он сможет в 15-дневный срок после получения акта на руки направить в ФСС письменные возражения по указанному акту. К возражениям стоит также добавить подтверждающие правоту страхователя документы.

Камеральная проверка страхователя проводится инспекторами территориального отделения ФСС на основании предоставленной им отчетности и иных документов, которыми располагают служащие Фонда. Проверка проводится без выезда к работодателю на протяжении 3 месяцев с даты сдачи им отчетности.

Если ошибок при проведении камеральной проверки не обнаружено, то страхователю не сообщается о том, что проводилась проверка. Если же найдены ошибки/неточности/недостоверность данных, то страхователя просят дать пояснения по выявленным фактам.

Если после предоставления пояснений сведения о допущенной ошибке подтверждаются либо если страхователь проигнорировал просьбу о предоставлении пояснений, проверяющими из ФСС в 10-дневный срок составляется акт. На подписание акта отводится 5 дней. Если страхователь не соглашается с изложенными в акте выводами/сведениями, то в 15-дневный срок с даты его получения он сможет направить в ФСС свои возражения.

К проверке ФСС всегда готов?

«В план совместных проверок ФСС и ПФР наша организация не включена. Но ревизор ФСС позвонил и сказал, что завтра придет на проверку. Это законно? — спрашивает наш читатель. — Никаких претензий к нам со стороны ФСС раньше не возникало». За ответом мы обратились в одно из региональных отделений ФСС.

Елена Михайловна, в каких случаях ФСС может провести в организации внеплановую выездную проверку?

Е.М. Плехова: Повод для внеплановой проверки — ликвидация или реорганизация организации, жалоба работника на то, что ему не выплачивают пособие или неправильно его рассчитали, и просто обращение организации за выделением средств. На внеплановую проверку ревизоры ФСС приходят одни, без коллег из Пенсионного фонд а ч. 4 ст. 4.6, ч. 3 ст. 4.7 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ) .

То есть любое обращение за возмещением расходов на пособия может повлечь внеплановую проверку?

Е.М. Плехова: Да, каждый раз, когда страхователь обращается в Фонд за выделением средств, назначается либо камеральная, либо внеплановая выездная проверка. Достаточно ли будет камеральной проверки или нужна выездная, решает сам ФСС. Никаких ограничений по количеству внеплановых проверок нет.

Плановая выездная проверка, которую нельзя проводить чаще чем раз в 3 года, проводится по трем направлениям:

проверка правильности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
проверка правильности выплаты пособий по больничным и по беременности и родам, а также других пособий (по уходу за ребенком до 1,5 лет; на погребение; за постановку на учет в ранние сроки беременности);
проверка правильности начисления страховых взносов «на травматизм» и расходования этих средств.

И по каждому из этих направлений составляется отдельный акт проверки.

А вот внеплановая выездная проверка носит целевой характер. Ее причина, например «в связи с обращением страхователя за выделением средств», указывается в решении о проведении проверки, которое подписывает руководитель отделения ФСС или его заместитель.

За сколько дней ревизоры должны предупреждать, что придут на внеплановую проверку?

Е.М. Плехова: Нигде не закреплена обязанность органов ФСС заблаговременно предупреждать плательщика страховых взносов о начале выездной проверки — как плановой, так и внеплановой.

Ревизоры вправе прийти на проверку вообще без предупреждения. Но на практике мы уведомляем бухгалтера о предстоящей проверке за один-два дня. Обычно делаем это по телефону. Говорим, какие документы будут нужны для проверки, уточняем фактический адрес и график работы организации.

Если поводом для внеплановой выездной проверки стало обращение за выделением средств, могут ли ревизоры проверить правильность начисления пособий, которые выплачивались до этого?

Е.М. Плехова: Нет, предмет целевой внеплановой выездной проверки — правильность расчета и своевременность выплаты именно тех пособий, за которыми обращается страхователь. Но может быть так, что пособие, за которым обращается страхователь, было исчислено и назначено еще в предыдущем периоде. И тогда ревизоры требуют документы не только за текущий, но и за прошлый год.

Кроме того, могут потребоваться документы и за более ранние периоды. Иногда и при плановых, и при внеплановых выездных проверках у бухгалтеров возникает вопрос: зачем ревизорам документы (приказы, лицевые счета) сотрудников за предыдущие годы? Ревизоры вправе их требовать, ведь расчетный период по большинству пособий — это предыдущие годы.

Читатель задал нам такой вопрос. В конце 2013 г. организация обратилась в ФСС за возмещением средств, так как сумма пособий работникам оказалась больше суммы начисленных взносов. В 2010— 2013 гг. организация также обращалась в ФСС за возмещением средств.

При внеплановой выездной проверке ревизоры попросили представить все документы по выплаченным за 3 года пособиям (больничные листы, справки о зарплате из ПФР, штатное расписание). Правомерны ли эти требования?

Е.М. Плехова: Причиной внеплановой выездной проверки в конце 2013 г. могло стать не только обращение за выделением средств, но и, например, жалоба работника организации на неправильный расчет пособия. В ходе такой проверки ревизоры, если есть необходимость, могут проверить расходы по пособиям за 3 предыдущих года.

Ревизоры из ФСС могут объявиться в любой момент, например незадолго до Нового года. Вот так позвонят и скажут: «А мы к вам завтра с проверкой. »

Если документы по конкретным пособиям раньше уже проверялись при плановой или внеплановой выездной проверке, снова проверять их не будут. Акты любых выездных проверок учитываются при вынесении решения на проведение новой выездной проверки. И правильность назначения и исчисления пособий будет проверяться только за те периоды, которые выездными проверками остались не затронуты.

Если же при обращении организации за возмещением средств по пособиям ФСС выездную внеплановую проверку не проводил, а ограничился камеральной проверкой, при внеплановой выездной проверке все документы надо будет представить заново. Ведь акты по камеральным проверкам не составляются. В этой ситуации ревизоры обязательно потребуют все больничные листки, все справки о заработной плате из ПФР, остальные документы по назначению и расчету пособий.

В вашей ситуации вполне могло быть так, что при обращении организации за возмещением расходов в прошлые годы ФСС проводил камеральную, а не выездную проверку. А если документы раньше при плановой или внеплановой выездной проверке не проверялись, требования ревизоров правомерны.

Читать еще:  Приказ о создании комиссии по трудовым спорам положение 2019

Что произойдет, если организация проигнорирует требование проверяющих о представлении документов?

Е.М. Плехова: Такой отказ — правонарушение, штраф за него — 200 руб. за каждый непредставленный докумен т статьи 37, 48 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) .

Как страхователь может оспорить назначение проверки, которую считает незаконной?

Е.М. Плехова: Для начала я бы советовала обратиться в свое территориальное отделение ФСС и уточнить, по какой причине была назначена проверка. А если ответ вас не устроит и вы по-прежнему будете считать, что проверка незаконна, можно обратиться с жалобой в вышестоящий орган, то есть в региональное отделение ФСС.

В жалобе обязательно укажите, почему именно вы считаете назначение проверки незаконным. Ведь для того чтобы вашу жалобу удовлетворили, надо установить, что решение о проверке было вынесено неправомерно.

Бывает, что проверка назначена законно, но проводится с нарушениями. Какие конкретные действия проверяющих можно оспорить? Как это сделать?

Е.М. Плехова: Можно оспорить процедуру оформления результатов проверки, факты, изложенные в акте проверки, сроки проведения проверки и вынесения решения по ее результатам.

Так, на проведение любой выездной проверки (плановой или внеплановой) отводится 2 месяца. Этот срок начинает исчисляться с даты, когда руководитель отделения ФСС вынес решение о ее проведении. А оконченной проверка считается тогда, когда составлена справка о проведенной проверке.

Так что если ревизоры потребуют какие-то дополнительные документы позже чем через 2 месяца после начала проверки, вы не обязаны выполнять их требования. То же самое — если справка об окончании проверки издана, хотя 2 месяца с ее начала не прошло: после издания справки требование документов будет незаконно.

После даты издания справки об окончании проверки у проверяющих есть 2 месяца для написания актов. При плановой выездной проверке таких актов обычно бывает три, так как по каждому направлению проверки издается отдельный акт. При внеплановой проверке — один акт. Если вы не согласны с фактами, изложенными в акте, то можете представить в отделение ФСС свои возражения в течение 15 рабочих дней со дня, когда получили акт. Если актов несколько — по разным направлениям проверки, то на каждый акт надо написать отдельное возражение. Но можно и сразу обжаловать акт проверки в вышестоящий орган — в территориальное отделение ФСС или в суд статьи 54, 55 Закона № 212-ФЗ .

Часто ли на практике ФСС пересматривает решения по проверкам?

Е.М. Плехова: Да, такое случается довольно часто. Вместе с актом или не позднее 15 рабочих дней со дня написания акта вам должны вручить уведомление о рассмотрении материалов проверки, где указаны дата, время и адрес назначенного заседания.

На это заседание надо представить документы, которые подтверждают обоснованность ваших возражений. Например, бывает так, что в ходе заседания страхователь дополнительно представляет приказы по оплате труда, приказы на отпуска без сохранения заработной платы, приказы о переводе на легкий труд, которые он раньше, при проверке, почему-то не представил. А эта информация может изменить расчет пособия. Решения по возражениям на каждый из актов выносятся отдельными документами.

Конечно, лучше сразу в ходе проверки представить ревизору всю запрашиваемую документацию. Ведь ряд документов для подтверждения изложенных в акте нарушений ревизоры могут попросить в виде заверенных копий.

Из-за сбоя в бухгалтерской программе, пишет наш читатель, одно из пособий было начислено в большем, чем положено, размере, а другое пособие этому же сотруднику — в меньшем. Проверяющие ФСС при выездной проверке отразили в акте только излишне выплаченную сумму пособия, а недоплаченное пособие не отразили. Правильно ли это? Что бы вы посоветовали страхователю в такой ситуации?

Е.М. Плехова: Проверка правильности начисления страховых взносов и правильности начисления и выплаты пособий — это два отдельных направления проверки. По ним составляются два разных акта.

Следите за временем. У сотрудников ФСС есть ровно 2 месяца с начала проведения проверки, чтобы запрашивать у вас документы

Если работнику пособие переплатили, корректируется база для начисления взносов того периода, когда произошла переплата, и доначисляются страховые взносы на эту сумму. А если недоплатили и это обнаружилось при проверке, оставшуюся часть пособия работодатель будет выплачивать и отражать в отчетности текущего периода. И эта доплата (как расходы ФСС) уменьшит облагаемую страховыми взносами базу текущего, а не прошлого периода. Дата выплаты в пользу работника — это день ее начислени я ч. 1 ст. 11 Закона № 212-ФЗ . Поэтому «сворачивать» в акте переплаченные и недоплаченные суммы пособия ревизор не имеет права.

В ситуации, о которой говорит ваш читатель, проверка, возможно, была выборочной. Поэтому переплату пособия ревизоры обнаружили и отразили в акте, а недоплату — нет.

Я могу посоветовать страхователю прийти на заседание по рассмотрению материалов проверки с необходимыми документами. Надо будет представить расчеты пособий и указать на недоплату. Если недоплата была в проверяемом периоде и вы хотите доплатить работнику пособие, надо договориться, как и в каком периоде это сделать, и отразить в расчете по форме-4 ФСС.

А если недоплата произошла в другом (не проверяемом) периоде и работник не уволен, пособие вы можете пересчитать, не дожидаясь выездной проверки. Доплату надо будет оформить бухгалтерской справкой, а в листке нетрудоспособности должным образом исправить сумму пособия.

А переплату пособия, получается, надо удержать с работника?

Е.М. Плехова: Переплату пособия можно удержать с работника, только если она вызвана счетной ошибкой или тем, что сам работник оказался недобросовестным и представил для расчета пособия заведомо ложные сведени я ч. 4 ст. 15 Закона № 255-ФЗ .

Сбой в бухгалтерской программе может привести не только к счетным, но и к каким-то другим ошибкам. Счетная ошибка — это когда, например, значения неправильно суммируются. А если сбой в программе меняет период начисления пособия, или расчетный период, или виды выплат для расчета среднего заработка для исчисления пособия — все это несчетные ошибки.

В таких ситуациях удерживать с работника переплату оснований нет. Эта сумма остается выплатой в пользу работника, но она не признается выплатой страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Поэтому сумма переплаты включается в базу для начисления страховых взносов в том месяце, когда было начислено пособи е п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ ; п. 1 ч. 1 ст. 20.2 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ .

Проверки ФСС России. Новые правила

Камеральная проверкаПравила камеральных проверок страхователей во многом схожи с порядком налоговых камеральных проверок, который установлен Налоговым кодексом РФ (ст. 88 Налогового кодекса РФ). То есть организации, которые до сих пор были плательщиками ЕСН, не столкнутся с принципиально новыми требованиями.

СХОДСТВО С НАЛОГОВЫМИ «КАМЕРАЛКАМИ»Камеральная проверка ФСС России проходит по местонахождению проверяющего органа. Предметом проверки будет отчетность плательщика взносов в ФСС России — расчеты по начисленным и уплаченным взносам, а также документы о деятельности плательщика страховых взносов, имеющиеся у фонда (ст. 34 Закона № 212-ФЗ).

Для проведения налоговой «камералки» не требуется специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Аналогичная норма есть и в статье 34 Закона № 212-ФЗ: проверка по уплате страховых взносов проводится без какого-либо специального разрешения руководителя органа контроля. Основанием для ее проведения является сам факт подачи отчетности по страховым взносам. Срок проверки — три месяца со дня представления плательщиком расчета. И в этом тоже сходство с нормами Налогового кодекса РФ — срок налоговой проверки исчисляется аналогично и составляет три месяца.

ВАЖНОЕ ОТЛИЧИЕ: ВОЗМОЖЕН КОНТРОЛЬ РАСХОДОВОсобенность камеральных проверок по уплате страховых взносов на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС России заключается в следующем. При их проведении фонд вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду страхования. В связи с этим проверяющие могут истребовать у плательщика документы, подтверждающие данные виды расходов.

МОГУТ ПОТРЕБОВАТЬСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫОб окончании камеральной проверки, проведенной ФСС России, страхователь не узнает только в одном случае. А именно: в результате ревизии факты правонарушений не выявлены. Тогда акт проверки не составляется и о ее результатах плательщика страховых взносов не информируют.

Если же в расчетах будут выявлены ошибки, противоречия или несоответствия, то контролеры ФСС России направят плательщику требование представить в течение пяти дней пояснения. При этом организация вправе дополнительно представить выписки из регистров бухучета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным взносам.

Допустим, ревизоры установили факт совершения правонарушения в сфере исчисления и уплаты страховых взносов. В таком случае должен быть составлен акт проверки. Специалисты ФСС России обязаны это сделать в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки. Проверяемый страхователь вправе выразить свое несогласие с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями контролеров. Срок для таких действий плательщика взносов — 15 дней со дня получения акта проверки. Также можно приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в фонд документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Выездная проверкаРевизия проходит на территории (в помещении) плательщика страховых взносов. Однако, если у организации нет возможности предоставить помещение, проверка может проводиться по местонахождению органа контроля, то есть в ФСС России (ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов.

Контролирующие органы могут истребовать у плательщика взносов необходимые документы*. Для этого они должны вручить проверяемому требование об их представлении.
* Формы документов, которые будут применяться в ходе проверок, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н.
Документы нужно передать в виде заверенных копий, а с подлинниками проверяющие могут ознакомиться только на территории плательщика взносов, если проверка не проходит в помещении контролирующего органа.
КАК ДОЛЖНО ОФОРМЛЯТЬСЯ НАЧАЛО РЕВИЗИИОснованием для проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) органа контроля по местонахождению организации. Однако если проводится выездная проверка обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то решение принимает орган контроля за уплатой страховых взносов по местонахождению такого подразделения (п. 3 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
Решение должно содержать следующие сведения:
— полное и сокращенное наименования организации;
— предмет проверки;
— периоды, за которые проводится проверка;
— должности, фамилии и инициалы работников контролирующего органа, которым поручается проведение проверки.
ПЛАНОВЫЙ И ВНЕПЛАНОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Особенностью надзора за уплатой страховых взносов является то, что территориальные органы ПФР и ФСС России проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых ежегодных планов.

Помимо плановых выездных проверок возможны и внеплановые, которые назначаются при обращении застрахованного лица с жалобой, в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, а также при обращении страхователя за выделением средств. Эти проверки ФСС России будет проводить без участия ПФР. КАК ДОЛГО ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПРОВЕРКАСрок выездной проверки не может превышать двух месяцев, а срок проверки обособленного подразделения — одного месяца. Причем ревизоры вправе проверять обособленные подразделения как в рамках выездной проверки головного предприятия, так и отдельно. Срок выездной проверки исчисляется с даты вынесения решения до составления справки о проведенной проверке.

Читать еще:  Результаты банкротства физических лиц

Выездная проверка может быть приостановлена. Для этого необходимо решение руководителя (заместителя) контролирующего органа. Срок приостановления — не более шести месяцев. Исключение — случай, когда контролирующий орган не смог в указанный срок получить от иностранных государственных органов запрашиваемую информацию. В этом случае приостановление может длиться до девяти месяцев. Проверка приостанавливается и возобновляется отдельным решением. Для него возможны следующие основания:
— истребование документов (информации), относящихся к предмету проверки;
— получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
— перевод на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.

Приостанавливать проверку для истребования документов разрешается не более одного раза по каждому лицу, которое должно их представить (п. 16 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
ЧТО И КАК ЧАСТО МОГУТ ИЗУЧАТЬ КОНТРОЛЕРЫВыездная проверка может охватывать максимум три календарных года, предшествующих году вынесения решения о ее проведении (п. 9 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). В этом правила для контроля страхователей дублируют норму Налогового кодекса РФ о периоде, за который проводится выездная налоговая проверка (п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

Назначать выездную проверку одного страхователя можно не чаще, чем раз в три года, но при этом не учитываются проверки обособленных подразделений.

Однако выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

Обратите внимание: Закон № 212-ФЗ не предусматривает проведения повторных проверок.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВВ последний день проверки специалисты фонда должны составить справку о проведенной выездной проверке. В документе фиксируется ее предмет и сроки, затем справка передается плательщику взносов или его уполномоченному представителю.

Акт по результатам выездной проверки должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке (ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Акт подписывают чиновники, проводившие соответствующую проверку, и проверяемый (его уполномоченный представитель). Если страхователь отказывается подписать акт, об этом делается соответствующая запись.

Закон № 212-ФЗ дает организациям право выразить свое несогласие с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих. Срок для таких действий плательщика взносов — 15 дней со дня получения акта. Так же как и при камеральной проверке, организация вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля подтверждающие документы (заверенные копии).
МОЖНО УЧАСТВОВАТЬ В РАССМОТРЕНИИ МАТЕРИАЛОВПосле того как истек срок на выражение несогласия с актом проверки, материалы по ней (в том числе акт и письменные возражения по нему) передаются на рассмотрение руководителю органа контроля за уплатой страховых взносов. На изучение материалов отводится 10 дней. Срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Как и в случае с налоговой проверкой, страхователь вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов лично или через своего уполномоченного представителя (п. 5 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

В итоге руководитель (заместитель руководителя) выносит решение:
— о привлечении к ответственности за совершение правонарушения. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф;
— об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

В решении должен быть указан срок и порядок его обжалования в вышестоящий орган, наименование этого органа, его местонахождение и другие необходимые сведения.

Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения. На основании уже вступившего в силу решения ФСС России направляет организации требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
КАКИХ ДЕЙСТВИЙ ЖДАТЬ ОТ РЕВИЗОРОВ

Закон № 212-ФЗ позволяет контролирующим органам проводить следующие мероприятия в рамках выездной проверки:
— доступ на территорию организации или в помещение для проведения выездной проверки;
— истребование документов при проведении проверки.

Будьте внимательны: перечень мероприятий налогового контроля значительно шире (ст. 89, 90, 92, 93, 93.1, 94, 95, 97 Налогового кодекса РФ). По сравнению с налоговиками полномочия сотрудников внебюджетных фондов существенно ограничены. При проверках уплаты страховых взносов нельзя опрашивать свидетелей, осматривать помещения, территорию страхователя, требовать документы у контрагентов организации, изымать документы и предметы, проводить экспертизу, привлекать переводчиков и понятых. Кроме того, специалисты ФСС России даже при наличии оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, не могут производить их выемку.
ЕСЛИ ТРЕБУЕТСЯ ОСПОРИТЬ РЕШЕНИЕ: ДВА ВАРИАНТАРешение контролирующего органа, вынесенное по итогам проверки, можно обжаловать в вышестоящий орган или суд. Причем разрешается подавать две жалобы как одновременно, так и последовательно (п. 2 ст. 54 Закона № 212-ФЗ). Но при втором варианте надо сначала жаловаться в вышестоящий орган, а затем обращаться в суд.

Порядок следующий.
1. Жалоба подается в свободной письменной форме непосредственно в вышестоящий контролирующий орган.
2. Срок для подачи жалобы — три месяца со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Если срок пропущен по уважительной причине, его может восстановить вышестоящий контролирующий орган.
3. Пока решение по жалобе не принято, ее можно отозвать (для этого требуется составить письменное заявление).
4. Вышестоящий контролирующий орган обязан принять решение по жалобе в течение месяца со дня ее получения. Срок может быть продлен для получения документов или информации, необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих контролирующих органов.
5. О принятом решении вышестоящий контролирующий орган должен сообщить заявителю в течение трех дней.Статья напечатана в журнале «Учет в сфере образования» №2, февраль 2010 г.

Проверка фсс основания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Проверка фсс основания». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На камеральных проверках сотрудники ПФР и ФСС контролируют правильность начисления взносов за конкретный период. Совсем другое дело – выездные проверки.

Если вы не согласны с результатами проверки, составьте возражение на акт и подайте его в свой территориальный орган ФСС. Посмотрите пример возражений.

Возражения на акт выездной проверки ФСС России

Сотрудниками ФСС во время проверок сличаются даты, анализируется порядок расчета всевозможных показателей, проверяются подписи.

Так, камеральную проверку проводят в территориальном отделении ФСС, другими словами, по месту, где находится проверяющий орган. Чтобы провести камералку совершенно необязательно иметь на руках специальное решение руководителя отделения ФСС (это оговорено ст.34 Закона №212). Однако если компания удовлетворяет одному из критериев — это еще значит, что проверка непременно состоится.

Проверки фсс: правила игры изменились

В процессе проверки могут быть запрошены самые разные документы, как имеющие отношение к проверяемым случаям, так и не имеющие. Конкретного перечня не существует.

По итогам отчетности за III квартал ПФР и ФСС формируют совместный план выездных проверок. Какими критериями руководствуются при этом фонды? И можно ли заранее сказать, попадет ли ваша компания в план проверок? Сервис «Эксперт» обрабатывает необходимые показатели и оценивает вероятность проверки за несколько секунд.

В план попадут компании с недоимкой по взносам. Причем ФСС интересуют как компании с долгом в 1000 руб., так и крупные должники – от 100 000 руб.

Постановлением внесены изменения в Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101, в частности было добавлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные по листкам нетрудоспособности, оформленным или выданным с нарушениями, подлежат возмещению в установленном порядке.

Проверка больничных листов сотрудниками ФСС осуществляется с особой тщательностью, так как они являются единственным подтверждением того, что работнику необходимо выплатить пособие. Проверяют листы как при камеральной, так и при выездной проверке.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком Федотовой Галине Васильевне в ООО «Бьюти-лайф» не назначается и не выплачивается.

ФСС и ПФР ежегодно совместно составляют план выездных проверок. При этом каждый из фондов старается включить в план страхователей, интересных именно ему.

В рамках камеральной проверки осуществляется контроль: – отчетности, представленной страхователями в отделение ФСС;– правильности произведенных расходов при обращении страхователя за выделением средств.

Сервис сам производит нужные расчеты и рассчитывает вероятность проверки ПФР и ФСС в процентном отношении — с учетом «веса» критериев, по которым ваша организация может быть включена в план проверок.

ФСС имеет право самостоятельно проводить выездные проверки. Посмотрите, что проверяет ФСС в 2017 году, какой регламент взаимодействия с налоговыми органами, какие штрафы могут быть предъявлены компании по результатам проверки, а также какой порядок действий, если вы не согласны с ее результатами.

Проверки внебюджетных фондов, как и налоговые ревизии, бывают камеральными и выездными. На камеральных проверках сотрудники ПФР и ФСС контролируют правильность начисления взносов за конкретный период.

ФСС имеет право самостоятельно проводить выездные проверки. Посмотрите, что проверяет ФСС в 2017 году, какой регламент взаимодействия с налоговыми органами, какие штрафы могут быть предъявлены компании по результатам проверки, а также какой порядок действий, если вы не согласны с ее результатами.

Проверки внебюджетных фондов, как и налоговые ревизии, бывают камеральными и выездными. На камеральных проверках сотрудники ПФР и ФСС контролируют правильность начисления взносов за конкретный период.

Инспекторы будут рассматривать несколько видов вашей отчетности. Во-первых, это сведения о том, как вы начислили и внесли страховые взносы (в случае с временной нетрудоспособностью или материнством).

Выездные проверки пфр: что проверят?

В качестве предмета проверки буде выступать непосредственно форма 4 ФСС, сюда также относятся документы относительно деятельности плательщика страховых взносов, которые имеются у фонда, об этом гласит ст.

На момент их проведения фонд имеет право на одновременное проведение камеральной проверки относительно правильности расходов на выплаты, целью которых является обязательное страховое обеспечение по определенному виду страхования.

Важно! ФСС проверяет не только правильность заполнения больничного работодателем, но то, как его заполнило медучреждение. Не допускаются ошибки в ФИО работника или наименовании работодателя.

Специалистами ФСС РФ ведется контроль над правильностью исчисления и своевременностью уплаты соответствующих страховых взносов за 3 года (календарные), которые предшествуют году, когда было вынесено решение относительно проведения выездных проверок.

Бухгалтерам и руководителям предприятий разных форм собственности зачастую приходится сталкиваться с проверками контролирующих инстанций, в том числе ФСС.

Как пройти выездную проверка фсс? документы, сроки и штрафы

Проверяться могут периоды в течение последних трех лет работы предприятия/ип, предшествующих году составления решения о проверке.

Обратите внимание, что в настоящее время формы акта выездной проверки, а также требования к оформлению акта выездной проверки утв. приказом ФСС РФ от 25.01.2017 № 9. Если вы получили акт, который не соответствует этим требованиям, то это повод его обжаловать и признать составленным с нарушением требований законодательства.

При этом оплата пособия по нетрудоспособности при уходе за больным родственником или пособие в связи с отпуском по беременности и родам также выплачивается полностью за счет средств ФСС.

Читать еще:  Приказы о уволенных и принятых сотрудниках как нумеровать

Такой контроль сотрудники ФСС России выполняют в ходе проверок. Об этом сказано в частях 1–2 статьи 3 и части 1 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г.

Например, при заполнении отчетности за первый квартал года сумма начисленных взносов к выплате всегда указывается равной нулю. Если документ готовится по итогам полугодия, 9 или 12 месяцев, она равна показателю на конец предыдущего периода. У страхователя не может быть одновременно задолженности перед ФСС и долгов Фонда к нему.

Неблагоприятным фактором также считается неоднократная корректировка и внесение изменений в отчетность по страховым взносам, а также несовпадение количества расчетов за 9 месяцев (РСВ-1 и 4-ФСС), представленных в ПФР и ФСС.

Камеральная проверка ФСС – проводится по месту нахождения фонда в течение двух месяцев с даты сдачи отчетности для контроля соблюдения плательщиком взносов нормативных актов по социальному страхованию.

Порядок проведения камеральной проверки фсс (нюансы)

Мы составили для вас удобную таблицу по видам выездных проверок ФСС с указанием того, что проверяют контролеры. Посмотрите ее ниже.

Не стоит рассчитывать на напоминание о приезде, потому что обязанности предупредить у Фонда социального страхования нет. И все же в реальной жизни предупреждают, ведь так и инспекторам удобнее: не нужно искать здание, руководителя в нерабочее для него время и древние документы для проверки. Основная цель выездной проверки в целом та же – это проверка начислений и оплаты соцвзносов.

Поводом для проведения внеплановой вневедомственной проверки служит письменный или устный запрос граждан, страхователей (работодателей) по обоснованности выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности, предъявляемых к оплате и требующих экспертного заключения о возможности их оплаты за счет средств ФСС.

Выездные проверки по праву нелюбимы всеми руководителями, ведь они подразумевают гору документов, серьезную подготовку и личное общение с инспектором. Причем внеплановая выездная проверка может проводиться хоть по 6 раз каждый год. В отличие от плановой проверки, у нее есть конкретная цель и причина. Последнюю можно узнать в соответствующем решении.

Камеральная проверка фсс: как пройти без последствий

Когда вы закончите регистрационные процедуры, можете приступать к проверке. Необходимо:

  • сформировать документ в бухгалтерской программе, например, 1С;
  • выгрузить в xml-формат;
  • зайти на сайте на закладку «Форма 4-ФСС»;
  • загрузить xml-файл и нажать «Проверить»;
  • изучить результаты проверки и исправить ошибки.

Проведение автоматической проверки помогает экономить время бухгалтера и своевременно обнаруживать ошибки в готовой отчетности.

С проверкой из ФСС столкнуться может любая организация. Проводят их как выездные, так и камеральные. Какие документы при этом запрашивают? В статье рассмотрим что проверяет ФСС при выездной проверке в 2018 году, а также что грозит работодателю в случае невыполнения требований ФСС.

Все процедуры по проведению закупок, а также процесс подписания договоров и контроль за их соблюдением регламентируются законодательно. Контроль их за выполнением возложен на Казначейство и Счетную палату РФ.

Рассмотрим основные причины, побуждающие работодателей обращаться в исполнительные органы ФСС с просьбой о проведении проверки медицинских организаций.

Камеральная проверка устраивается для отчетности. Фонду нужно выяснить, правильно ли ее составили и правильно ли начислили и уплатили страховые взносы.
ФСС РФ проверял правильность уплаты взносов на травматизм и выявил нарушение (например, не принял расходы). Привлечение к ответственности осуществляет ФСС в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы и 40 %, если действия осуществлены умышлено.

Как подготовиться к проверкам ФСС и ПФР

Из статьи Вы узнаете:

1. В каком порядке внебюджетные фонды проводят выездные и камеральные проверки: требования, сроки, документы.

2. На какие моменты нужно обратить внимание, чтобы избежать нарушений самим и заметить нарушения проверяющих.

3. Какие законодательные и нормативные акты регулируют проведение проверок внебюджетными фондами.

Проверки контролирующих органов, так или иначе, связаны со стрессом для тех, в отношении кого они проводятся, будь это проверки Трудинспекции, СЭС, внебюджетных фондов, налоговой и т.д. Но для бухгалтера самыми «ожидаемыми» являются проверки налоговой инспекции и фондов. И даже если Вы уверены, что документы находятся в идеальном порядке, а налоги и взносы посчитаны абсолютно правильно, все равно сообщение о предстоящей проверке всегда неожиданно и волнительно, особенно если проверка проходит у Вас впервые и непонятно, чего ожидать от проверяющих. Поэтому важно иметь представление о том, как проходят проверки, какие действия при этом совершают представители контролирующих органов, а какие действия требуются от Вас. В этой статье предлагаю рассмотреть порядок проведения проверок ФСС и ПФР, чтобы не только избежать нарушений, но и выявить нарушения со стороны проверяющих.

Порядок проведения проверок ФСС и ПФР в соответствии с законодательством

Законодательно порядок проведения проверок внебюджетными фондами регламентируется гл. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В соответствии с Законом проверки проводятся с целью контроля за правильностью исчисления, а также полнотой и своевременность уплаты взносов на обязательное социальное страхование.

Порядок проведения проверок, сроки и запрашиваемые документы зависят от того, какая это проверка: камеральная или выездная. Если кратко, то камеральная проверка – это проверка сданных отчетов, которая в обязательном порядке проводится специалистами ФСС и ПФР, практически без Вашего участия. А вот с выездной проверкой дело обстоит серьезнее: и проверяемый период более длительный и список запрашиваемых документов гораздо шире.

Более подробно порядок и особенности проведения камеральных и выездных проверок ФСС и ПФР представлены в табличке:

Условия проведения

Выездные проверки

(ст. 35 Закона № 212-ФЗ)

  • истребования документов у других лиц (не чаще 1 раза по каждому лицу);
  • получения информации от иностранных государств;
  • перевода документов на русский язык.

На период приостановления должны быть возвращены все подлинники документов страхователя, а также прекращены все действия, связанные с проведением проверки.

Период приостановления проверки не входит в срок проведения проверки. Общий срок приостановления не может превышать 6 месяцев, а в случае получения информации от иностранных государств – 9 месяцев.

  • о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Указанное решение вступает в силу по истечении 10 дней с даты вручения его страхователю.

На что обратить особое внимание при проверках ФСС и ПФР, чтобы избежать нарушений самим и выявить нарушения проверяющих

1. О проведении плановой выездной проверки органы ФСС и ПФР обязаны уведомить страхователя не позднее, чем за 3 дня до ее начала либо заказным письмом с уведомлением, либо другим доступным способом (п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Заметьте, что уведомить проверяющие могут и по телефону или факсу (как чаще всего и бывает), но в этом случае доказать факт такого уведомления с их стороны практически нереально. Я вовсе не говорю о том, что страхователям нужно игнорировать такие уведомления, вовсе нет. Но в крайней ситуации знание данного обстоятельства может очень пригодиться.

2. Сроки, установленные для взаимодействия страхователя с органами ФСС и ПФР в ходе проверок, исчисляются в рабочих днях, так как в законе нет указания на исчисление в календарных днях (п. 6 ст. 4 Закона № 212-ФЗ).

3. Проверяющие имеют право доступа на территорию страхователя только при предъявлении служебных удостоверений и решения о проведении проверки, в котором указаны именно эти представители контролирующих органов. При этом в жилые помещения проверяющие могут входить только с согласия проживающих (п. 1, 3 ст. 36 Закона № 212-ФЗ).

4. Препятствовать доступу проверяющих не имеет никакого смысла: во-первых это административное правонарушение (ст. 19.4.1 КоАП РФ), а во-вторых у проверяющих появляется право самостоятельно начислить сумму страховых взносов по имеющимся данным или по аналогии, и вряд ли эта сумма окажется меньше реальной (ст. 36 п. 2 Закона № 212-ФЗ).

5. Выездная проверка может проводиться только в присутствии руководителя проверяемого лица или его уполномоченного представителя (п. 2 ст. 15 Закона № 294-ФЗ). Поэтому если на период проверки руководитель страхователя планирует поездку в отпуск, командировку и т.д., необходимо заранее подготовить приказ о назначении исполняющего обязанности руководителя на время его отсутствия и составить доверенность. В противном случае это будет рассматриваться как уклонение от проведения проверки, что влечет административную ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ. Заметьте, что для привлечения к ответственности за уклонение от проверки контролирующие органы должны располагать доказательствами, что они надлежащим образом уведомили о предстоящей проверке – здесь как раз нам пригодится пункт 1.

6. Представители контролирующих органов должны вручать документы в ходе проверки только руководителю страхователя или его уполномоченному представителю. Передача документов другим лицам будет нарушением со стороны проверяющих.

7. Такие документы, как: требование о предоставлении документов при выездной проверке, акт проверки, решение по результатам проверки, проверяющие могут передать одним из следующих способов:

  • лично под расписку – руководителю или его уполномоченному лицу,
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (с использованием ЭЦП),
  • по почте заказным письмом.

! Обратите внимание: адрес для направления заказного письма проверяющие берут из данных, содержащихся в ЕГРЮЛ. Поэтому если Ваш фактический адрес не совпадает с юридическим – письмо Вы можете не получить, но проверяющие в этой ситуации действуют совершенно законно. Также нужно учитывать, что датой получения по закону считается шестой день с даты отправления заказного письма, независимо от фактического получения (п. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ)! В связи с этим, чтобы избежать проблем с получением документов от ФСС и ПФР и соблюсти указанные в них сроки, лучше получать документы лично, тем более что проверяющие, как правило, сами отдают предпочтение этому способу.

8. Страхователь может передавать документы, запрашиваемые при проверке, следующими способами (п. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ):

  • Лично — руководитель или представитель проверяемого лица (по доверенности). Доказательством предоставления документов в этом случае может служить экземпляр описи передаваемых документов с отметкой контролирующего органа.
  • Почтой — ценным письмом с описью вложения. При предоставлении документов почтой подтверждением будет служить опись вложения в ценное письмо и почтовая квитанция.
  • В электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (с использованием ЭЦП). Однако в настоящее время (на момент написания статьи) ФСС и ПФР не разработали формат передачи документов в электронном виде, поэтому этот способ передачи документов недоступен.

Итак, мы достаточно подробно рассмотрели порядок проведения проверок внебюджетными фондами в соответствии с законодательством. А в следующей статье я расскажу о личном опыте прохождения выездной проверки ФСС и ПФР и поделюсь практическими рекомендациями.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector