Содержание

Территория с кустарниками относится к землям лесного фонда или с землям

Как по закону осуществить строительство на землях лесного фонда

Лес является национальным достоянием страны, поэтому строительство на землях лесного фонда строго отслеживается и регулируется государством. Незаконные постройки сносятся, а их владельцы привлекаются к административной ответственности. Чтобы этого избежать, нужно строго соблюдать нормы закона и начинать возведение только после получения всех разрешительных документов от муниципалитета.

Законодательство в сфере охраны леса

Нормативные акты, которые обеспечивают взаимодействие граждан и администрации:

  • Лесной Кодекс;
  • Земельный Кодекс;
  • Гражданский Кодекс;
  • федеральные и региональные документы.

К землям этого назначения относят участки, в границах которых произрастают леса природного происхождения.

Их использование в любом виде возможно только после согласования с муниципалитетом, в ведении которого находится территория.

Категории лесополос

В зависимости от качества и количества деревьев, их ценности с экологической и биологической точки зрения, лесной фонд делится на категории по целевому назначению:

  1. защитные (первая категория): в границах водоохранной зоны, на охраняемых территориях (национальные парки и заповедники), защищающие почвы от разрушения, а поля от ветров. Могут содержать реликтовые деревья, быть местом обитания редких животных, защищать границы государства;
  2. эксплуатационные (вторая категория) – используются для нужд муниципалитета по необходимости: заготовка древесины и живицы, сбор пищевых и непищевых ресурсов, охота, сельское хозяйство, научная и образовательная деятельность, выращивание саженцев, плодовых и декоративных культур, строительство некоторых объектов, переработка древесины и даров леса;
  3. резервные (третья категория) – не используются и не планируются к использованию на протяжении минимум 20 ближайших лет. Государство осуществляет контроль над этими землями: поиск браконьеров, защита от пожаров, поддержание санитарно-экологической безопасности. Здесь возможна деятельность без вырубки и без нанесения вреда экосистеме;
  4. иные участки, которые относятся к защитным.

Помимо самих деревьев в состав лесополосы входят:

  • опушки, пустыри, поля, окружённые насаждениями;
  • прибрежные территории водных объектов;
  • объекты, затрудняющие использование леса (болота, буреломы);
  • участки с временным отсутствием деревьев, которые планируется восстанавливать искусственным или естественным путём.

Это так называемые нелесные земли, которые, однако, являются неотъемлемой частью лесного фонда, так как поддерживают экосистему и могут использоваться для нужд лесного хозяйства. Лес – это объект, который рассматривается только в совокупности:

  • деревья и кустарники;
  • животные и птицы;
  • разнообразный рельеф местности.

Что можно строить в лесах

Лесной Кодекс определяет список возможных к постройке объектов:

  1. строения, обеспечивающие деятельность лесничеств: сторожки, места постоянного нахождения и хозяйственные постройки;
  2. зоны отдыха, направленные на популяризацию сохранения лесов: экологические тропы, лагеря;
  3. объекты отдыха: санатории, детские лагеря, базы отдыха;
  4. строения спортивного и физкультурного толка: лесные стадионы, беговые и велосипедные дорожки;
  5. некапитальные объекты: домики для проживания геологов и экологов, строителей объектов социального значения, рабочих, задействованных в разработке месторождений, научно-передвижные исследовательские лаборатории и т.д.;
  6. строения для ведения религиозной деятельности.

Запрещено строить на землях лесного фонда:

  • многоэтажные капитальные дома;
  • коттеджи, дачи, малоэтажные дома.

Чтобы получить разрешение на строительство такого объекта на выбранной территории, нужно сначала перевести землю в другую категорию. Это возможно не во всех случаях. Запрет на смену категории не зависит от изначального целевого назначения участка, решение об этом принимается в каждом конкретном случае отдельно.

Разрешение на строительство восстановительного или временного объекта

Перед началом строительных работ нужно пройти подготовительный этап – поставить в известность о своих планах муниципалитет.

Освоением лесополосы заведует Земельный Комитет того региона, в границах которого располагается лес.

Смена категории

Эта процедура нужна при планировании строительства:

  • санаторно-курортных строений;
  • посёлка при необходимости расширить границы прилегающей территории земель поселения;
  • объектов природного наследия и развития туризма: прогулочной зоны национального парка, экологической тропы;
  • сооружений для восстановления и сохранения лесного фонда.

Документы, позволяющие строить

  1. учредительные документы организации или паспорт физического лица;
  2. решение муниципалитета о выделе территории под эти нужды, заключение о межевании надела с указанием границ и иной спецификацией;
  3. заключение от регионального архитектурно-градостроительного отдела;
  4. кадастровый паспорт нужного участка;
  5. заключение об отсутствии полезных ископаемых на выбранной территории. Его предоставляет Роснедра;
  6. заключение от управления лесничествами и лесными ресурсами региона.

В каждое из ведомств нужно направить заявление о предоставлении земли под стройку, в котором указать:

  • цель строительства;
  • проектная документация объекта: план освоения местности, чертежи будущего здания, смета и источник средств на постройку;
  • обоснование необходимости возведения;
  • подтверждение экологической безопасности планируемых работ: как будет осуществляться стройка, подъездные пути, электроснабжение и т.д.

Чем подробнее заявление будет описывать план работ, тем больше вероятности, что Земельный Комитет выдаст разрешение на строительство.

Жилищное строительство на землях лесного фонда

Возвести посёлок или построить частный дом с использованием земель лесного фонда возможно только при соблюдении условий:

  • желаемая территория леса примыкает к уже существующему и функционирующему наделу земель поселений;
  • лесополоса не имеет культурной, экологической или промышленной ценности: деревья, кустарники, животные, птицы в границах участка не являются реликтовыми или охраняемыми, древесина не пригодна для заготовления, территория не относится к охраняемым, заповедным или туристическим.

В этом случае перед строительством сменяется категория земли или Вид Разрешенного Использования без смены категории.

Ведение личного подсобного хозяйства

Выращивание сельскохозяйственных культур в целях личного использования на землях лесного фонда возможно, если это допускается действующим на территории ВРИ (сельхозначначение). Территорию леса для ЛПХ можно взять в аренду с учётом соблюдения здесь экологических норм.

Собственность или аренда

Получить землю лесного фонда в собственность невозможно. Государство не предоставляет такое право, так как лес является важной стратегической составляющей экономики и благосостояния граждан. Чтобы купить надел с лесом, нужно, чтобы его категория была заменена на «земли поселений» или «сельскохозяйственные земли».

Участок леса можно получить в долгосрочную аренду. Возможность сдачи в аренду предусмотрена для лесов, кроме первой категории (защитные).

Больше вероятности получить во временное пользование территорию, которая:

  • не имеет ценности с точки зрения экологии: засажена старыми деревьями, кустарниками, требующая облагораживания;
  • является пустырём хозяйственного назначения.

Пользование участком с лесными насаждениями может быть частично ограничено вне зависимости от формы собственности: владения или аренды. Сервитут налагается на участок леса государством или в частном порядке. Причины наложения сервитута:

  1. проход/проезд к водоёму;
  2. сквозной проход/проезд при отсутствии иных вариантов передвижения;
  3. прогон скота через участок;
  4. эксплуатация земли в целях получения прибыли;
  5. необходимость доступа к линейным объектам, их ремонта и обслуживания (ЛЭП, магистральные трубопроводы);
  6. пчеловодство;
  7. изъятие древесины в некоторых обстоятельствах;
  8. межевые и дренажные работы;
  9. научные исследования;
  10. сбор грибов, ягод;
  11. охота.

Заключение

Построить на землях лесного фонда многоэтажный или частный дом, а так же развернуть промышленную деятельность нельзя без смены категории с леса на иную (сельхоз, земли поселений, промзона). Сменить категорию бывает крайне затруднительно, так как нужно доказать неоспоримую необходимость этого. Арендаторы лесных угодий обязаны заботиться о сохранении экосистемы, не допускать истощения ресурсов. За несоблюдение лесного законодательства предусмотрена административная ответственность.

Земли лесного фонда и их использование

В РФ обширные территории заняты лесными массивами. В законодательстве они определены как земли лесного фонда. Под лесами располагается более 60% площади страны. По отношению к таким территориям установлен особый правовой режим. Порядок использования земель, занятых лесами, определяется Лесным кодексом РФ.

Какие территории принадлежат к землям лесного фонда

В соответствии со ст. 6.1 ЛК РФ в состав земель лесного фонда входят как собственно леса, так и нелесные земли.

К лесным землям относятся участки местности, большая часть территории которых занята густой древесной растительностью, а также участки, на которых лесной ландшафт должен быть восстановлен. К данной подкатегории земель относятся:

  • территории лесничеств и лесопарков, занятые деревьями и кустарниками;
  • участки лесов и прилегающих к ним местностей, лишенные сплошного покрова из древесных растений в результате неблагоприятных природных условий или деятельности человека (выгоревшие леса и зоны санитарных вырубок);
  • редины и прогалины;
  • пустыри.

Нелесные земли предназначены для осуществления хозяйственной деятельности на занятых лесами территориях. Также к ним принадлежат участки, которые малопригодны для использования. Сюда относятся:

  • проложенные через лес дороги;
  • просеки;
  • участки с постройками хозяйственного назначения;
  • покрытые каменистыми россыпями участки, болотистые местности и другие неудобные для применения в хозяйстве земли.

К лесному фонду принадлежат участки местности, которые расположены в пределах границ лесничеств.

Нормативное регулирование использования лесных земель

При использовании относящихся к лесному фонду земель необходимо учитывать положения таких законодательных актов, как Земельный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ.

Читать еще:  Расторжение договора по инициативе заказчика и подрядчика

В ЗК РФ включены нормы, определяющие:

  • принципы, в соответствии с которыми должны использоваться и охраняться особо ценные природные территории;
  • каким характеристикам должны соответствовать земли лесов;
  • правила, по которым осуществляется выделение участка и перевод его в другую категорию земли.

В ЛК РФ установлены правила, регламентирующие:

  • правовой статус участков земли, на которой произрастает лес;
  • порядок использования и охраны лесных земель;
  • на каких условиях эти земли могут быть получены в пользование;
  • какие лица обладают полномочиями по распоряжению территориями, находящимися в ведении лесного фонда.

Управление землями лесного фонда

Большая часть лесных земель является собственностью государства. Управление ими осуществляют федеральные органы власти. Если же лес принадлежит региону или муниципальному образованию, то он находится под управлением органов власти субъекта федерации либо муниципалитета.

На федеральном уровне функции управления землями лесного фонда возлагаются на Министерство природных ресурсов и экологии. Непосредственно за их реализацию отвечает Федеральное агентство лесного хозяйства, или Рослесхоз. Интернет-сайт этого агентства находится по адресу rosleshoz.gov.ru. Оно наделено следующими полномочиями:

  • осуществление деятельности по лесному планированию;
  • выполнение задач, связанных с использованием, охраной и защитой лесов;
  • принятие мер, направленных на воспроизводство лесов;
  • проведение мероприятий, необходимых для инвентаризации лесных земель;
  • осуществление надзора и контроля за осуществлением полномочий, переданных регионам;
  • разбор жалоб, связанных с осуществлением территориального планирования.

Свои полномочия Рослесхоз осуществляет через территориальные представительства. К примеру, если гражданин собирается оформить право пользования участком, принадлежащим лесному фонду, он прежде всего должен обратиться в представительство этого агентства по месту проживания.

Как можно использовать земли под лесами

Граждане, в пользовании которых находится относящийся к лесному фонду участок, часто интересуются, можно ли на его территории что-либо строить. Ответ на данный вопрос зависит от того, какое именно строение намерен возвести пользователь земли. Допускается строительство только объектов, которые являются частью лесной инфраструктуры (лесные склады, дороги, мосты, пожарные вышки и др.). Сооружение объектов, не относящихся к лесной инфраструктуре, требует согласования. Строения промышленного назначения возводить запрещается, так как земли лесного фонда охраняются государством.

В ст. 25 ЛК РФ определено, что использование земель лесного фонда подразумевает следующие виды деятельности:

  • заготовка древесины и живицы (смолы хвойных деревьев);
  • сбор ресурсов леса, относящихся к недревесным (древесная кора, лапик хвойных пород, береста, валежник, пни);
  • заготовка ресурсов, предназначенных для употребления в пищу (грибы, ягоды, плоды, орехи, березовый сок);
  • сбор лекарственных растений;
  • деятельность, направленная на организацию охотничьего хозяйства;
  • сельскохозяйственные работы;
  • осуществление мероприятий, направленных на проведение научных исследований и выполнение образовательных программ;
  • рекреация (создание инфраструктуры, необходимой для организации туризма и отдыха граждан, спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительной деятельности);
  • организация и эксплуатация лесных плантаций (это вид предпринимательской деятельности, сущность которой состоит в выращивании деревьев определенных пород);
  • искусственное культивирование произрастающих в условиях леса плодово-ягодных, декоративных и лекарственных растений;
  • выращивание сеянцев или саженцев лесных растений, используемых в качестве посадочного материала;
  • исследование находящихся под лесами недр и разработка полезных ископаемых;
  • сооружение и использование водохранилищ, портов, причалов и прочих гидротехнических сооружений;
  • создание и использование линейных объектов (к ним относятся ЛЭП, линии связи, трубопроводы, автодороги, железнодорожные пути);
  • осуществление деятельности по переработке ресурсов леса;
  • проведение мероприятий религиозного характера.

Не для всех этих видов деятельности нужно оформлять особое согласование. Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 ЛК РФ любой гражданин может свободно собирать для личных нужд пищевые и недревесные лесные ресурсы. Однако запрещен сбор растений и грибов, которые числятся в Красной книге или включены в перечень наркотических средств.

По каким основаниям можно получить право владения участком леса

Участки земли, принадлежащие государству или муниципалитету, согласно ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ могут предоставляться в соответствии с:

  • договором на оформление участка в аренду;
  • договором о безвозмездном пользовании землей.

Также объект недвижимости допускается предоставлять на основании решения государственного или мдлуниципального органа власти в бессрочное пользование.

В п. 3 ст. 39.1 ЗК РФ предусмотрено, что эти нормы подлежат применению в случаях, когда земельные объекты находятся в ведении лесного фонда.

Допускается ли оформление в собственность лесного участка

Принадлежащий лесному фонду участок в РФ не подлежит передаче в частную собственность. Стать его полноправным владельцем можно лишь одним способом – изменить категорию земли. Подобные заявления уполномочен рассматривать Рослесхоз.

Процедура смены земельной категории достаточно сложная и может затянуться на длительное время, поскольку документы нередко возвращают обратно на доработку.

Порядок подготовки документов, необходимых для изменения категории лесного участка, приводится в постановлении Правительства РФ № 48 от 28 января 2006 г. В соответствии с данным нормативным актом заинтересованному лицу необходимо подготовить следующую документацию:

  • обоснованное ходатайство о переводе участка в иную категорию земель;
  • акт и план участка, содержащие сведения о его точных координатах и кадастровой стоимости;
  • выписку из ЕГРН с данными об этом участке;
  • одобренный Правительством РФ проект перевода объекта недвижимости в другую категорию;
  • справку, подтверждающую, что на указанной территории не залегают полезные ископаемые;
  • экспертное заключение в случае проведения экспертизы.

Если с документами никаких проблем не обнаружится, ответ по ходатайству будет получен в течение 21 дня. При смене категории земельного объекта он может быть использован для осуществления деятельности, которая не предполагается нормами ЛК РФ. Однако изменить статус участка без достаточных на то оснований (например, изменение границ поселений) уполномоченные органы вам не позволят. Следует учитывать, что в случае эксплуатации земли, не соответствующей ее категории, нарушитель будет привлечен к административной или даже к уголовной ответственности.

Что такое лесная амнистия

Действие этого закона распространяется на участки, данные о которых были закреплены в ЕГРН до 2016, в результате чего они числились сразу в двух реестрах. Теперь такие территории можно оформить как земли поселений со всеми идущими отсюда последствиями. Прежде всего этой возможностью могут воспользоваться дачники, огородники и садоводы, чьи владения оказались по каким-либо причинам наложены на участки лесов, что явилось препятствием для их регистрации как собственности.

Чтобы воспользоваться амнистией, заинтересованный гражданин должен обратиться в межведомственную рабочую группу при региональном комитете лесхоза, предоставив следующие бумаги:

  • заявление;
  • документы, подтверждающие его права на участок;
  • выписку из ЕГРН;
  • другую документацию в зависимости от конкретной ситуации.

Амнистия имеет ограниченный период действия. Оформить землевладение в собственность необходимо до 2023 года.

Аренда лесов

Чаще всего лес оформляется во владение заключением арендного договора, поэтому этот вопрос следует рассмотреть более подробно. Аренда земель, принадлежащих лесному фонду, осуществляется в соответствии с правилами, определенными гл. 6 ЛК РФ. В ст. 72 ЛК сказано, что участок леса может быть получен в аренду на период от 10 до 49 лет.

Арендатором земли становится победитель аукциона, проведенного в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минсельхоза № 75 от 04.05.2009. Если на территории участка располагается принадлежащая заявителю постройка, его в виде исключения можно арендовать без аукциона.

Прежде чем взять надел с лесом в аренду, соискатель должен подать заявку организатору торгов. При этом будет выполнена проверка, не числится ли заявитель в реестре недобросовестных арендаторов. Строгих требований к форме заявки не установлено, но в нее обязательно следует включить:

  • Ф.И.О. гражданина или название организации, являющихся претендентами на аренду;
  • паспортные данные гражданина или сведения об организации либо ИП (в последних двух случаях требуется приложить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП);
  • координаты участка с лесом;
  • адрес проживания или место регистрации заявителя.

Заявителю также стоит подготовить документ, удостоверяющий личность, а также квитанцию, подтверждающую уплату задатка (его размер может находиться в пределах от 10% до 100% первоначальной цены аренды). Начальная цена устанавливается согласно рекомендациям Правительства, итоговая – в зависимости от результатов торгов.

На арендатора возлагается обязанность по созданию проекта по освоению участка леса. Перед началом его использования необходимо добиться получения положительного заключения.

В процессе использования надела арендатор обязан:

  • рационально пользоваться лесными ресурсами, обеспечивая сохранность лесов;
  • заботиться об улучшении породного состава леса и состояния почвенного покрова;
  • принимать меры, направленные на сохранение биологического многообразия вверенной территории;
  • соблюдать условия, необходимые для сохранения объектов природного, культурного и исторического наследия.

В случае необходимости арендатор может сооружать на участке постройки вспомогательного предназначения.

Заключение

К землям лесного фонда принадлежат зоны лесов и лесопарков, а также не покрытые лесом площади, предназначенные для хозяйственной деятельности или непригодные для эксплуатации. Все они должны располагаться на территории лесничеств. Так как это охраняемые государством участки, они не могут стать чьей-то собственностью без изменения категории земли. Но законодательством предусмотрено предоставление данных наделов в аренду или безвозмездное пользование. В таком случае на лицо, являющееся владельцем земельного участка, относящегося к лесному фонду, возлагаются обязанности по обеспечению его сохранности и рационального использования.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Статья 6 ЛК РФ. Леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда

1. Леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

2. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 — 123 настоящего Кодекса.

Читать еще:  Фмс самарской области официальный сайт проверка паспорта казахстан

Комментарии к ст. 6 ЛК РФ

Эта статья — одна из самых важных статей Кодекса. В ней мы сталкиваемся с понятием леса и земель, на которых леса располагаются. Лесной кодекс РФ 1997 г. содержал понятие лесного фонда и в ст. 7 раскрывал, что такое лесной фонд. Вновь принятый Кодекс такого понятия не только не раскрывает, но и не содержит вообще. При этом законодатель оперирует институтом земель лесного фонда. Получается, что самого лесного фонда как понятия нет, а его земли существуют. В Российской Федерации установлено семь категорий земель в соответствии с Земельным кодексом РФ:

земли сельскохозяйственного назначения;

земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

земли особо охраняемых территорий и объектов;

земли лесного фонда;

земли водного фонда;

«Деление земель по их целевому назначению является характерной чертой российского земельного права и служит определению специфического правового режима охраны и использования земель в зависимости от их целевого назначения. Приведенные 7 основных категорий земель существуют (при некоторых изменениях названий) достаточно давно и оправдали себя на практике с точки зрения отграничения правового режима одной категории от другой. Не случайно Особенная часть Земельного кодекса РФ с описанием режимов земель строится в зависимости от категорий земель» .

Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2001. С. 28.

Федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» указанная статья Земельного кодекса не изменена. А вот в содержание ст. 101 ЗК РФ («Земли лесного фонда») внесены существенные изменения. Пункты 2 — 5 ст. 101 ЗК РФ признаны утратившими силу Федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» со дня официального опубликования, т.е. с 8 декабря 2006 г. (день официального опубликования в «Российской газете»). Пункты 1 и 6 ст. 101 ЗК РФ остались в силе. Так, пункт 1 устанавливает, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). Если старая редакция ЛК РФ имела специальную статью, посвященную составу земель лесного фонда с описанием лесных и нелесных земель, с более подробным описанием составляющих, нежели в п. 1 ст. 101 ЗК РФ, то действующая редакция Лесного кодекса состав земель лесного фонда вообще не описывает. Как видим, этот вопрос остался только в предмете регулирования Земельного кодекса РФ, а Лесной кодекс РФ в ст. 23 устанавливает, что земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Привычная структура Лесного кодекса РФ 1997 г. в действующей редакции Лесного кодекса, как видим, не прослеживается. Законодатель предпринял попытку размежевания вопросов, относящихся исключительно к лесному или земельному законодательству, описывая, например, состав земель лесного фонда только в Земельном кодексе, а не в Лесном кодексе. Насколько оправданы данные нововведения, сможет показать только практика, а длительность ее с интенсивными темпами изменения действующего федерального законодательства в области охраны окружающей среды и использования отдельных природных ресурсов ставится под сомнение. Так что хорошо это или нет, можно и не успеть проанализировать.

Стандарт отрасли ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения» (утв. Приказом Рослесхоза от 3 декабря 1998 г. N 203), разработанный Всероссийским научно-исследовательским институтом лесоводства и механизации лесного хозяйства, содержит следующие определения состава земель лесного фонда.

3.1.28. Лесные земли. Земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее произрастания.

3.1.29. Нелесные земли. Земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства, но не для произрастания лесной растительности, а также непригодные для нее и неудобные для использования, расположенные в границах лесного фонда, лесов, не входящих в лесной фонд, и древесно-кустарниковой растительности.

Примечание. К нелесным землям относятся земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, а также болотами, каменистыми россыпями и др.

3.1.30. Покрытые лесной растительностью земли. Лесные земли, на которых произрастают сомкнутые древостои.

3.1.31. Не покрытые лесной растительностью земли. Лесные земли, на которых нет сомкнутых древостоев.

Лесонепокрытые земли. Примечание. Лесонепокрытые земли включают:

вырубки, гари, погибшие древостои, прогалины, пустыри, редины и др.

3.1.32. Прогалины. Небольшие участки лесонепокрытых земель без деревьев, сохранившие элементы лесной растительности.

3.1.33. Пустыри. Значительные по площади старые вырубки, гари и др. участки лесонепокрытых земель, на которых спустя установленный в лесоводстве период нет возобновления леса.

3.1.34. Хозяйственные редины. Участки лесных земель с редкими несомкнутыми древостоями и с молодыми деревьями периода возобновления, из которых не могут сформироваться сомкнутые древостои без мероприятий по возобновлению леса в условиях, где такие древостои могут произрастать.

3.1.35. Естественная редина. Редколесье. Лесные земли с редким древостоем в экстремальных лесорастительных условиях, не обеспечивающих произрастание сомкнутых древостоев.

3.1.36. Болота. Участки избыточно увлажненных нелесных земель с древесной растительностью и без нее, на которых лесорастительные условия не обеспечивают произрастание сомкнутых древостоев.

3.1.37. Поляны. Участки нелесных земель, расположенные среди леса, заросшие травянистой растительностью.

Примечание. В лесах, имеющих рекреационное значение, выделяются «ландшафтные поляны» как элементы рекреационного ландшафта, обладающие определенными эстетическими свойствами и подлежащие сохранению.

3.1.38. Просеки. Очищенные от деревьев и кустарников или специально не занятые ими при лесовыращивании полосы в лесу, имеющие различное назначение и относящиеся к нелесным землям.

Примечание. Ширину просек устанавливают в соответствии с их назначением.

3.1.39. Опушка леса. Полоса леса, расположенная на границе с безлесной территорией.

3.1.40. Стены леса. Полосы леса, примыкающие к вырубкам и часто выполняющие роль источников обсеменения и др. лесоводственно-экологические функции.

Как видно из комментируемой статьи, леса могут располагаться не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий. Ранее Кодекс ограничивал эти категории тремя:

земли обороны — на них располагаются леса обороны;

земли городских поселений — на них располагаются городские леса;

земли сельских поселений — на них располагаются леса сельских поселений, которые не входили в лесной фонд и назывались лесами, не входящими в лесной фонд.

Понятие «леса, не входящие в лесной фонд» новый Кодекс не применяет и указывает, что леса могут располагаться на всех без исключения категориях земель. Вот только правовой режим у этих лесов будет разный в зависимости от того, располагаются они на землях лесного фонда или нет. Напомним, что само понятие «лесной фонд» Лесной кодекс не раскрывает.

Лесной кодекс придерживается тенденции земельного законодательства о целевом использовании земель, т.е. целевом использовании соответствующих лесов на этих землях. В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Федеральным законом о введении в действие Лесного кодекса РФ был исключен п. 4 ч. 1 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ, который вступил в силу со дня официального опубликования Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Статья 10 Градостроительного кодекса содержала перечни схем территориального планирования Российской Федерации. Одним из документов территориального планирования Российской Федерации были схемы территориального планирования Российской Федерации в области использования и охраны лесного фонда. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (п. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса). Устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) (максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования участков и объектов капитального строительства, являются градостроительным регламентом (подп. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Градостроительные регламенты для земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается как ст. 8 Земельного кодекса РФ, так и специальным Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Последние изменения в данный Федеральный закон были внесены Федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и вступают в силу с 1 января 2007 г. Перевод земель лесного фонда в земли других категорий изменен.

Во-первых, если прежняя редакция специального Федерального закона имела установленный порядок перевода для земель лесного фонда в целом, то новая редакция устанавливает особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий, а про земли, не подпадающие под данные виды земель лесного фонда, речи не идет.

Читать еще:  При каких условиях возможно наступление материальной ответственности

Во-вторых, изменились основания для перевода. В настоящее время существует три основания для перевода: 1) организация особо охраняемых природных территорий; 2) установление или изменение черты поселения; 3) размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

В-третьих, если старая редакция Закона предусматривала необходимость получения государственной экологической экспертизы на случай перевода земель лесного фонда в установленных случаях, то сегодня (учитывая формулировку подп. 4 п. 4 ст. 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» о том, что заключение государственной экологической экспертизы требуется только, если ее проведение предусмотрено федеральными законами) специальная статья о переводе земель лесного фонда данного Федерального закона этого не предусматривает. В специальном Федеральном законе «Об экологической экспертизе» это тоже не прописано. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», вступающего в силу 8 декабря 2007 г., земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли поселений в порядке, установленном Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В-четвертых, исключена процедура перевода лесных земель в нелесные как из текста самого Лесного кодекса РФ, так и из Федерального закона «Об экологической экспертизе» (ст. 19 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»), несмотря на то что сами понятия лесных и нелесных земель в Земельном кодексе РФ остались.

Поскольку в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, как было и ранее, то согласно подп. 1 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ их перевод в другую категорию земель возможен только по решению Правительства РФ.

Что относится к лесным землям? Раскладываем по полочкам

Земли лесов располагаются на обширных территориях Российской Федерации, отличаются от других массивов по ряду специфических признаков.

Являются важнейшим сырьевым ресурсом страны и регулируются специальными правовыми нормами, существенно отличающимися от норм регулирования земель других категорий.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Понятие и общая характеристика

К землям лесного фонда относятся территории земельных массивов, покрытые лесом, либо предназначенные для лесонасаждений. Под лесом понимается природно-хозяйственный объект и специфическая экологическая система, состоящая из поросли древесных пород, кустарников. Лесной участок, согласно статье 27 ЗК РФ, является разновидностью земельного участка.

Лесные зоны могут иметь естественное (природное) и искусственное происхождение, что не делает различий между их статусом и принадлежностью к обозначенному Фонду. Также лес рассматривается как ценный государственный ресурс, который управляется федеральным законодательством.

Эти земли находятся на государственном балансе, в федеральной собственности. Могут передаваться муниципалитетам на основании постоянного (бессрочного) пользования. Подлежат кадастровому учёту и не являются объектами земельной недвижимости. Управление территорией лесных угодий осуществляется государством. Все юридические действия должны быть санкционированы Правительственными распоряжениями и ориентироваться на базовые нормы статьи 1 ЗК РФ.

Для использования массива, охранных и защитных мер, для воспроизводства лесонасаждений предусмотрен регламент создания лесной инфраструктуры:

  • лесных дорог;
  • лесных складов;
  • объектов для переработки заготовленной древесины.

Эти объекты после завершения соответствующих работ, подлежат сносу, а лесные земли, где они ранее возводились, — рекультивации. Лесные дороги являются исключением, и могут продолжать функционировать.

В силу особых функций природного и экономического характера для экономики страны, эти земли входят в состав:

  • Государственного земельного фонда.
  • Государственного лесного фонда.

Некоторые участки относятся и к государственному земельному, и лесному фондам. В некоторых случаях территории, покрытые лесом, не входят в лесной фонд, относясь к иным категориям земельных участков (ЗУ):

  1. земли рекреации;
  2. природоохранные зоны;
  3. защитные полосы и т.п.

В целом лесной фонд делится на виды.

Лесничества и лесопарки

В лесной фонд входят лесничества и лесопарки. Здесь допускаются только определённые виды работ, допускающие извлечение пользы из природных лесных ресурсов, в том числе – их санкционированная вырубка. С разрешения федеральных и муниципальных властей допускается организация зон отдыха для граждан населённого пункта. Соответственно регламенту законодательства, развивается лесная инфраструктура (ч. 6 ст. 21 ЛК РФ).

Эта категория отличается наличием древесных пород из числа лиственных и хвойных. Древесные породы занимают порядка 99% всей площади. Кроме этого здесь располагаются свободные территории, не покрытые древесной и кустарниковой растительностью, но предусматривается их насаждение и разбивка лесного массива. Или – растения погибли в результате пожара и иных стихийных бедствий, но предусматривается восстановление территории путём спасения оставшихся объектов и насаждения новых.

Их перечень следующий:

  • вырубки;
  • гари;
  • естественные и искусственные редины;
  • прогалины.

Нелесные территории

К ним относятся территории, на которых не произрастают непосредственно деревья и кустарники. В них входит расположение иных природных объектов, не входящих в лесной массив, но перемежающих его или находящихся на территории произрастания леса:

  • луга, опушки, болотистая местность;
  • пересекающие лесное пространство реки;
  • озёра и иные водные источники;
  • каменистые россыпи и дороги.

Они входят в установленную категорию, относясь к соответствующему кадастровому кварталу, откуда не могут быть произвольно изъяты. А также с учётом того, что без них лес как экосистема существовать не может, так как он состоит из сомкнувшихся и не сомкнувшихся площадей лесных культур.

Классификация

Такие земли подразделяются по классам особенностей лесных массивов, которые на них произрастают, а также – по целевому использованию лесов:

  1. Эксплуатационные и резервные леса, которые не входят в иные категории. Определяются как «ценные леса».
  2. Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях и могут смежаться с особо охраняемыми землями, изменяя свою категорию.
  3. Леса, расположенные в водоохранных зонах.
  4. Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, в том числе – особо защитные участки.

Какие выделяют зоны по видам и результатам мониторинга?

Мониторинг указанных земель является комплексным процессом, направленным на улучшение природоохранных мероприятий. Состоит из:

  • наблюдений;
  • анализа и оценки;
  • прогнозов развития зоны мониторинга.

Выбор зон для мониторинга производится по следующим показателям:

  1. изучение опасности образования лесных пожаров;
  2. изучение и оценка лесных ресурсов;
  3. изучение и оценка земель, входящих в лесной фонд;
  4. изучение малоосвоенных массивов;
  5. анализ полученной информации для международных программ и соглашений.

На основе анализа выделяются:

  • зоны риска;
  • зоны повышенной эффективности;
  • зоны, требующие последующего изучения;
  • зоны эксплуатации;
  • резервные зоны.

Зоны риска выделяются на основании повышенной пожароопасности и могут подразделяться по классам риска. Зоны эффективности смежаются с определением зон эксплуатации и резервных зон. Для эксплуатации считаются пригодными угодья, где в текущий момент допускается вырубка и иные виды пользования, не снижающие качеств лесного массива. В резервных зонах вырубка не допускается в течение ближайших двадцати лет.

Для дифференциации зон эффективности предусмотрено применение классификации эффективности использования. Малоосвоенные массивы распределяются по приоритету освоения тех или иных участков. Основываясь на совокупности целей мониторинга, приходится использовать принцип зонирования достаточно условно, в комплексе с другими принципами и подходами.

Особое внимание уделяется изучению экологического состояния лесов и прилегающих к ним территорий:

  • взаимовлияние соседствующих экосистем друг на друга;
  • необходимость вмешательства в происходящие природные процессы;
  • эффективность использования экосистем.

На основании данных, полученных в результате мониторинга, осуществляется управление ресурсом. Выбираются массивы для вырубки, или восстановления, для перевода в другие категории.

Распределение территории по категориям

Кроме того, что массивы, покрытые лесом, входят в категорию лесного фонда, они могут относиться к иным категориям и служить соответствующему целевому назначению. В том числе:

  1. Защитные лесополосы вдоль железных дорог, которые относятся к землям транспорта и входят в категорию земель промышленности и специального назначения.
  2. Лесные массивы, прилегающие к зонам населённых пунктов, или входящие в них, относятся к категории земель поселений.
  3. Лесопосадки, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, которые входят в данную категорию.
  4. Защитные лесополосы приграничных районов, входящие в зону обороны и безопасности.
  5. Территории, переданные под организацию отдыха или под заповедники и иные мероприятия, которые вошли в категорию особо охраняемых зон рекреационного и природоохранного назначения.
  6. Запретные полосы по берегам некоторых водоёмов, относящиеся к водному фонду.

Лесные участки в составе земель иных категорий могут находиться в любой форме собственности в соответствии со ст. 15-19 ЗК РФ, если данное обстоятельство соответствует нормам законодательства. О том, как оформить земли лесного фонда в собственность, мы писали тут.

Прецеденты для изменения категории могут быть нижеследующими:

  • передача военному ведомству для оборонных нужд;
  • расширение границ населённого пункта;
  • передача муниципальному образованию для публичных нужд.

Распределением лесных зон по категориям занимается Рослесхоз, под отчёт перед Правительственными комиссиями. Для такой процедуры необходимо обоснование причин изменения категории, с опорой на заключение государственных, экологических и независимых экспертов и комиссий.

Земли лесного фонда могут относиться к соответствующей категории и входить в состав государственных земель. А могут распределяться по другим категориям, выполняя дополнительные функции, связанные с целевым назначением земель, в которые они были выделены. Для эффективного использования этого ресурса предусмотрен мониторинг.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector