У ребенка плохая координация движения как исправить

Диспраксия — нарушение координации движений у детей

Диспраксией именуют двигательное расстройство, которое проявляется в несогласованности у детей движений. Поддержка со стороны учителей и родителей и своевременная терапия помогают улучшить состояние больного ребенка. Диспраксия – это нарушение координации движений. Заболевание имеет еще одно название — синдром неуклюжего дитя. Диспраксия поражает приблизительно 10% школьников, большинство из них — мальчики. В процессе своего развития многие здоровые дети проходят фазу неуклюжести, но из них большинство ее благополучно перерастают.

У ребенка страдающего диспраксией сохраняется неловкость движений спустя годы и влияет не лучшим образом на повседневную жизнь, а также успеваемость в школе. У таких детей нередко развиваются нарушения поведения. Раннее лечение диспраксии позволяет снизить вероятность появления в обучении трудностей и нарушений поведения ребенка. Тяжесть состояния и симптомы при диспраксии могут варьировать.

Для детей больных диспраксией характерны:

— неаккуратность в питье и еде;

— трудности при игре в мяч, в обучении езде на велосипеде;

— сложности с зрительно-моторной координацией;

— неорганизованность: дети больные диспраксией часто путаются в последовательности действий и теряют вещи;

— проблемы с действиями, которые требуют мелкой моторики, к примеру, завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц, использовании столовых приборов;

— затруднения в интерпретации в понимании устройства вещей и интерпритации увиденного;

— такой ребенок надевает часто одежду одевает задом наперед и путает левый ботинок с правым;

— стремительная потеря концентрации внимания, неспособность следовать одновременно более чем 1-2-ум требованиям взрослого;

Дети, страдающие диспраксией, обладают вполне нормальным интеллектом, но, невзирая на это, сталкиваются в школе с трудностями:

— им сложно разборчиво и четко писать;

— возникают затруднения с обучением чтению;

— они выполняют медленнее сверстников задания учителя;

— эти дети очень быстро устают;

— они унывают и отчаиваются, если постоянно их упрекают и наказывают учителя и родители, не понимающие истинной причины их затруднений;

— у них отмечается страх выполнения действий, которые требуют четкого владения какими-либо навыками, к примеру, в спортивных играх;

— они страдают от заниженной самооценки и неуверенны в себе;

— им тяжело обрести друзей, а сверстники могут игнорировать и дразнить их;

— они могут становиться замкнутыми, беспокойными, агрессивными или депрессивными и начать пропускать занятия;

— для них по поводу своих способностей свойственно беспокойство.

Причины диспраксии

Причины диспраксии до сих пор полностью не выяснены. Исследования продемонстрировали связь между развитием данного состояния с преждевременными родами, гипоксией и низкой массой тела при рождении. Среди вероятных причин выделяют нарушение согласованности между определенными областями мозга, замедленное развитие его отдельных частей или повреждение у ребенка нервной ткани. Возможно, может значительную роль играть и фактор наследственности.

Нередко заболевание выявляется лишь когда у ребенка возникают проблемы в школе.

Лечение диспраксии

Невролог проводит оценку координации и двигательных функций ребенка путем наблюдения за выполнением таких его действий, как ходьба с пятки на носок, прыжки, нанизывание бус, складывание кубиков и копирование рисунков. Тщательно проведенный физикальный осмотр крайне важен для исключения неврологических болезней, таких как легкая степень церебрального паралича. Диспраксия считается неизлечимым заболеванием, но можно помочь больному, если распознать вовремя симптомы. Лечение может улучшить поведение, снизить уровень тревоги и прочих проблем эмоционального характера как у самого пациента, так и у всех членов его семьи. Физиотерапия — важный аспект лечения. Главная цель ее заключается в постепенном развитии необходимых двигательных навыков у детей.

Применяться на практике могут различные методики, в числе которых:

— ребенка для улучшения равновесия, обучения контролю за движениями тела и развития координации привлекают к групповым занятиям гимнастикой;

— участие детей с диспраксией поощряется в играх с музыкальным сопровождением для развития чувства ритма;

Читать еще:  Расторжение договора по инициативе заказчика и подрядчика

— ребенку предлагается регулярно выполнять упражнения, улучшающие при приеме пищи и одевании навыки самопомощи, чтобы повысить его самостоятельность.

Особое, внимательное отношение к тому, как проходит обучение в школе у ребенка с диспраксией, крайне важно для улучшений в его состоянии. Учителя обязаны знать о том, что у их ученика существуют особенные нужды, а он не просто безразличен или ленив. Подобных детей нужно постепенно обучать и отводить им на выполнение классной работы дополнительное время. Процесс письма можете облегчить, если скорректировать высоту стула и парты школьника. При письме чрезмерного напряжения пальцев рук у ребенка можно избежать, предложив ему использовать специальные карандаши с облегченным захватом.

Родители всегда должны поощрять выполнение дочерью или сыном действий, к которым у них имеется естественная склонность и которые помогают в развитии важных навыков. К примеру, можно записать свое дитя в секцию гимнастики или центр досуга, посещать с ним игровую площадку, чтобы улучшить физические навыки. Также детей можете свободно привлекать к работе в саду или по дому. Визуальные и двигательные навыки, а также зрительно-моторную координацию улучшить можно через такие занятия как черчение, рисование, моделирование, шитье, игра на музыкальных инструментах, изготовление аппликаций. Если постоянно заниматься с детьми, то у многих из них наступает со временем улучшение, и они не будут выглядеть неловкими в сравнении с их сверстниками.

Нарушение координации движений у ребенка

Нарушение координации движений сигнализирует, что при передаче команды от мозга мышцам произошел «сбой». Эти проблемы, как ни прискорбно, возникают и у детей. Что делать в такой ситуации?

Что такое координация движений?

Первые шаги маленького грудничка, лихой прыжок через канаву ребенка постарше, акробатические кульбиты школьника вызывают теплую улыбку, гордость за своих детей. При этом не задумываясь как сложна опорно-двигательная система ребенка. Ее полноценное и равномерное развитие дает возможность юным сорванцам исполнять роль «вечного двигателя».

Опорно-двигательная система человека состоит из костей и, находящихся в местах их соединения, суставов. Рассыпаться скелету не дают другие части опорно-двигательной системы — соединительные ткани и суставные капсулы. Но чтобы заставить кости двигаться необходимы мышцы, а им на сокращение нужен приказ поданный мозгом.

Движение — сложный комплекс действий, который выполняется при участии центральной нервной системы (ЦНС), а вернее ее частей:

  • Коры больших полушарий головного мозга;
  • Афферентные и эфферентные пути;
  • Базальных ядер;
  • Спинного мозга;
  • Периферическая часть ЦНС.

Кора больших полушарий посылает импульс, когда он доходит по нервной системе до мышцы, та сокращается. Но важен не столько факт этого движения, сколько точность, координация, плавность. А за это отвечают мозжечок и базальные ядра.

Заболевания с расстройством координации

Нарушение работы или повреждение любой части ЦНС имеет следствием ухудшение функций движений. Плохая координация или другие нарушения замечаются на начальных этапах, что даст возможность вовремя проконсультироваться с врачом и перейти к лечению.

Нередко рука об руку с нарушенной координацией и другими нарушениями движений идут изменение тонуса мышц и рефлексов сухожилий.

В последних случаях врачи считают полезным лечебный массаж. Если говорить о массаже, то важно знать специфику применения при нервно-мышечных заболеваниях: тонизирующий массаж на участки с пониженным тонусом, а расслабляющий — с повышенным. При слабой мускулатуре дыхательного комплекса используют массаж грудной клетки.

Острый паралич

Заболевания ЦНС, имеющие инфекционную или сосудистую природу, а так же некоторые повреждения при травмах вызывают появление острых параличей у ребенка. Возможно постепенное развитие паралича, вызываемое патологиями иммунной системы. Если рядом ребенок страдающий приступами острого паралича, нужно быть внимательным к его состоянию и уметь оказывать первичную медицинскую помощь (прямой массаж сердца, искусственное дыхание).

Генетические нервно-мышечные заболевания

Такие заболевания характеризуются нарушением тонуса мышц и их атрофией. Симптомы прогрессируют с течением времени. Признаком начала заболевания выступает «утиная» походка и понижение физической активности ребенка. При развитии заболевания, увеличивается атрофия мышц, снижаются или отсутствуют рефлексы соединительных тканей. В некоторых формах таких наследственных заболеваний, главным признаком становится расстройство мышечного тонуса. Причем его снижение или повышение у ребенка зависит от каждого конкретного случая.

У таких генетических заболеваний бывает только комплексное лечение:

  • Медикаментозная терапия (кортикостероиды и другие препараты);
  • Физиотерапевтические процедуры;
  • Массаж, лечебная гимнастика;
  • Ортопедическая коррекция;
  • Правильная диета;
  • Чрезвычайно важна психологическая поддержка.
Читать еще:  Трудовой договор на гражданку украины с патентом

Миастения относится к приобретенным патологиям и может встречаться у детей. Обуславливается ярко выраженной мышечной слабостью. При миастении ребенок жалуется на сильную утомляемость во время физических действий, вплоть до абсолютного обездвиживания. Для вывода из такого состояния, требуется интенсивный массаж. Различается частичная слабость мышц, затрагивающая например только окологлазные и глазные мышцы.

Миастения не редко развивается на фоне нехватки калия в организме. Ограниченность в движении возникает резко, чаще всего ночью вовремя сна или сразу после него. При том человек остается в сознании, испытывая последствия вегетативных нарушений:

  • Излишняя потливость;
  • Сильная жажда;
  • Повышенная температура;
  • Сильной тошнотой.

Лечение миастении заключается в сочетании компенсирующей, патогенетической, неспецифической терапии. Также врачи советуют не пренебрегать лечебным массажем и гимнастическими упражнениями. Массаж всегда полезен для мышц, обмена веществ.

Гиперкинезы

Расстройством координации у детей являются различные непроизвольные мышечные сокращения. Гиперкинезы проявляются в отдельных мышцах организма, имеют разные периодичность и характер. Яркий пример — банальные тики, что не редко встречаются у детей всех возрастов. Ослабленная ЦНС ребенка наиболее подвержена таким гиперкинезам.

Главными причинами возникновения становятся глазные инфекции, ЛОР-болезни и даже неудобный фасон рубашки. Методами лечения являются медикаментозный (препараты, улучшающие кровообращение мозга и обеспечивающие кислородом его ткани) и физиотерапевтический (массаж, лечебная гимнастика).

При этом заболевании ребенок и в состоянии покоя, и при ходьбе шатается, даже может упасть. При движении широко расставляет ноги. Движения становятся несоразмерными и неточными, при этом трудно попасть в цель, руки бьет крупная дрожь и т.д.

Нарушение координации у ребенка вызывают генетические заболевания нервной системы. Также причинами возникновения атаксии могут быть: острые инфекции, отравления, воспаления затылочной части мозга, интоксикации.

Лечение зависит от причины возникновения болезни. При инфекционно-воспалительной — назначают антибактериальные и противовирусные препараты, токсическом происхождении — дезинтоксикацию. Если нарушение координации движений у ребенка имеет генетические корни, то используется метаболическая терапия, которая ориентирована на симптоматическое лечение. Массаж рекомендован при любой причине возникновения болезни, как мера для улучшения обмена веществ и восстановления мышечного тонуса.

Моторные нарушения (неуклюжесть, неуверенная походка, хождение на цыпочках, нарушение координации и баланса, плохой почерк)

Эти проблемы актуальны для детей, которые в младенческом возрасте гораздо позже других начали садиться, ползать, ходить. С возрастом движения остались неуклюжими: не может поймать мяч, научиться кататься на велосипеде, роняет и задевает предметы, плохо бегает, часто падает.

В школе ребенок с трудом осваивает письмо, у него плохой почерк, не может заниматься спортом из-за очень плохой координации движений, неуклюжести.

Причиной этих проблем является нарушение развития мозжечка, которое произошло во внутриутробном периоде развития или при родах.

Мозжечок не только координирует двигательную активность, но и выстраивает временной порядок многих функций, в том числе речи, устной и письменной.

Нельзя недооценивать серьёзность таких проблем, потому что нелепая неуклюжесть может привести к целому ряду серьёзных проблем, с которыми ребёнку будет очень тяжело справиться самостоятельно.

Обязательно нужно провести нейропсихологическое обследование, где специалист сумеет выявить проблемы и составить для ребенка индивидуальную программу коррекции. В нашем центре в неё могут входить следующие методики:

Нейропсихологическая коррекция с включением более 10 различных программ сенсорной интеграции и антигравитации (как часть программы коррекции РАС, ЗПР, алалии, сенсорной дисфункции, органического поражения мозга, левшества, СДВГ, высокой утомляемости, поведенческих нарушений)

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития – это первые семь лет жизни.

Нейроакустическая стимуляция с интегрированной программой нейродинамической коррекции и ритмотерапевтической программы IN Time для коррекции РАС, “полевого” поведения, гиперактивности, СДВГ

Этот метод – настоящий прорыв в терапии и неврологии. Суть его – это гармонизация работы головного мозга.

Музыкально-ритмическая терапия с интегрированной программой Rhythm&Music и Opti Music (как часть программы коррекции ЗПРР, логоневроза, тиков, навязчивых движений, энуреза)

Эти занятия являются неотъемлемой частью коррекционной программы по развитию навыков коммуникации, взаимодействия, самоконтроля для детей с нарушениями эмоциональной сферы, особенностями в развитии.

Читать еще:  Работник в нетрезвом состоянии на рабочем месте

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой БОС видеобиоуправлением Тимокко (как часть программы коррекции ЗПР, ММД, СДВГ, гиперактивности, проблем самоконтроля и волевой сферы, поведенческих нарушений, алалии)

Timocco направлена на развитие моторных и когнитивных навыков, включающих в себя билатеральную координацию, координацию глаз – рука, внимание, контроль положения тела в пространстве, коммуникацию.

Нейропсихологическая стимуляция с интегрированной программой OMI Beam (как часть программы коррекции СДВГ, координации, внимания, пространственных представлений, вестибулярного аппарата, моторики, самоконтроля, гиперактивности, координации рука глаз)

ОmiBeam включает в себя более 100 тематических интерактивных программ. Система умного луча позволяет психологам нашего центра создавать свои настройки, используя свои собственные звуки и изображения.

Нейропсихологическая стимуляция с интегрированной программой OMI FLOOR ( как часть программы для развития пространственных представлений, межполушарных связей, коррекции поведенческих и моторных нарушений, тиков, навязчивых движений, повышенной утомляемости, РАС)

OMI FLOOR – это уникальная разработка британских ученых, способная сделать процесс обучения и развития насыщенным и интересным.

Коррекционные занятия по расширенной программе Мозжечковой стимуляции

Коррекционные занятия по расширенной программе Мозжечковой стимуляции Мозжечковая стимуляция – ещё одна программа нейропсихологической коррекции в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» . Возможно, родителям кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками.

Нейродинамическая коррекция с интегрированной программой кинезиотерапии и брэйнфитнеса (как часть программы коррекции ММД, органического поражения мозга, алалии, РАС, поведенческих и моторных нарушений, тиков)

Программа нейродинамической коррекции – это система, включающая в себя научно обоснованные нейропсихокоррекционные методики, направленные на развитие резервов головного мозга, за счет которых происходит развитие и реабилитация всего организма.

Нейрокоррекционные занятия с интегрированной программой БОС Play Attention для развития активного внимания (как часть программы коррекции нарушений внимания, памяти, утомляемости, ЗПР, школьной “неуспешности”)

Play Attention это программа коррекции и усиления внимания, использующая последние разработки биологической обратной связи. Технология БОС позволяет управлять компьютером при помощи активного внимания.

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой Интерактивный Метроном (IM) как часть программы коррекции запинок в речи, заикания, дизритмии, СДВГ, высокой утомляемости, гиперактивности, нарушений самоконтроля, внимания, памяти

Высокотехнологичная развивающая методика, созданная компанией Interactive Metronome для преодоления нарушений речи, внимания и поведения, связанных с расчетом времени и планированием движений, с развитием чувства ритма и времени.

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной стимуляции (как часть программы коррекции сенсорной дисфункции, алалии, ЗПР, ММД, органического поражения мозга, тиков, логоневрозов, запинок в речи)

Сенсорная комната или, как ее еще называют, комната психологической разгрузки и релаксации, во всем мире используется для лечения многих неврологических и психологических нарушений.

Ещё одно серьезное моторное нарушение – это хождение на «цыпочках». Серьезность его, в первую очередь, в том, что педиатры и детские неврологи не обращают на него внимание и убеждают родителей, что ребенок «перерастет» эту проблему.

С точки зрения неврологии «цыпочки» у ребенка – это проявление пирамидной недостаточности. То есть признак проблем с функционированием пирамидных зон коры мозга.

Если у взрослого человека обнаруживают симптомы пирамидной недостаточности, его кладут в больницу на обследование. Ведь эти проявления указывают на возможный инсульт или опухоль мозга.

Но почему-то, когда дело касается ребенка, многие врачи говорят, что на это не надо обращать внимания.

Но в неврологии, как и, например, в физике все очень логично. Если есть симптом, есть и поражение нервной системы. Других вариантов не бывает.

Поэтому «цыпочки» – ВСЕГДА являются признаком неврологической патологии, которое может с течением времени нивелировать внешние проявления, но без грамотной коррекции нельзя снять последствия этого симптома. И чтобы это не стало препятствием для дальнейшего развития и обучения нельзя игнорировать сигналы о «неполадках». Нужно обязательно как можно раньше провести нейропсихологическую диагностику (ссылка) и дальнейшую грамотную коррекционную работу, которая позволит в дальнейшем «не тянуть» за собой целый ряд негативных последствий – нарушение памяти, мышления, внимания, концентрации, дальнейшие проблемы с письмом и чтением.

В основном, это наблюдается у деток с родовыми травмами, врожденными заболеваниями нервной системы, поражением мозга в результате гипоксии (кислородного голодания) во время родов, инфекционными заболеваниями, опухолями и пр.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector