Содержание

Участие некоммерческих организаций в ооо

Может ли коммерческая организация (публичное АО) создать (учредить) некоммерческую организацию (спортивный клуб с наличием попечительского совета)? В случае если это невозможно, может ли в ООО быть попечительский совет?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Акционерные общества вправе выступать учредителями некоммерческой организации (спортивного клуба). Создание попечительского совета клуба может быть предусмотрено уставом некоммерческой организации.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ)).
Ограничения по членству в некоммерческих организациях в целом установлены п. 1.2. ст. 15 Закона N 7-ФЗ. Не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации:
1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
2) лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»);
3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
5) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.
Иных ограничений для юридических лиц, являющихся учредителями некоммерческой организации, в том числе в отношении их организационно-правовой формы, указанный Закон не предусматривает.
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон 208-ФЗ) и ГК РФ также не содержат норм, ограничивающих возможность акционерных обществ выступать в качестве учредителей некоммерческих организаций, равно как и участвовать в таких организациях.
Нельзя рассматривать как запрет на учреждение (участие) акционерными обществами некоммерческих организаций норму п. 5 ст. 66 ГК РФ, закрепляющую право хозяйственных обществ на учреждение других хозяйственных товариществ и обществ и участие в них, поскольку из нее не следует запрет на учреждение иных организаций. Об обратном свидетельствуют нормы, например, п. 4 ст. 50, ст. 121 ГК РФ, Закона N 7-ФЗ и другие.
Таким образом, акционерное общество вправе быть учредителем некоммерческой организации при условии соблюдения вышеназванных ограничений.
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон 14-ФЗ) и ГК РФ также не содержат норм, ограничивающих возможность обществ с ограниченной ответственностью выступать в качестве членов некоммерческих организаций.
Следовательно, общество с ограниченной ответственностью также вправе быть членом некоммерческой организации при условии соблюдения указанных ограничений.
В ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон N 329-ФЗ) содержится определение спортивного клуба, под которым понимается юридическое лицо, осуществляющее тренировочную, соревновательную, физкультурную и воспитательную деятельность.
Следовательно, если создаваемый клуб осуществляет деятельность в сфере профессионального спорта, включающую в себя вышеуказанные виды деятельности, полагаем, что он является именно спортивным клубом. Об этом свидетельствует и правоприменительная практика (смотрите, например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.05.2010 N 02АП-2386/2010).
Согласно ч. 2 ст. 19 Закона N 329-ФЗ спортивные клубы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом ч. 1 ст. 10 данного Закона устанавливает, что такой клуб, будучи физкультурно-спортивной организацией, может быть как коммерческим, так и некоммерческим юридическим лицом, созданным в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законодательством. Таким образом, указанные нормы не ограничивают учредителей спортивного клуба в выборе его организационно-правовой формы и позволяют создать его как некоммерческую организацию.
Некоммерческая организация может создаваться в целях развития физической культуры и спорта, например в форме автономной некоммерческой организации (п.п. 1 и 3 ст. 2 Закона N 7-ФЗ). В п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ указано, что автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.
Полагаем, что осуществление видов деятельности, характерных для спортивного клуба, не противоречит целям создания автономной некоммерческой организации. Также совпадает и круг их возможных учредителей (ч. 3 ст. 19 Закона N 329-ФЗ). Следовательно, такая организационно-правовая форма может быть выбрана в качестве формы юридического лица, которым является спортивный клуб.
Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются ее учредительными документами в соответствии с Законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами (п. 1 ст. 28 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона N 7-ФЗ высшим органом управления автономной некоммерческой организацией (далее также — АНО) является коллегиальный высший орган управления. Учредители АНО в силу п. 3 ст. 10 Закона N 7-ФЗ осуществляют надзор за деятельностью организации в порядке, установленном ее учредительными документами. Такой надзор может осуществляться учредителями как непосредственно, так и путем создания специальных органов контроля: попечительского совета, наблюдательного совета, ревизионной комиссии и т.п. (п. 3.1 постановления Конституционного Суда РФ от 18.11.2014 N 30-П).
Таким образом, создание попечительского совета может быть предусмотрено уставом некоммерческой организации (спортивного клуба).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр

Ответ прошел контроль качества

11 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Права и обязанности учредителей некоммерческой организации

Деятельность учредителей НКО регулируется ФЗ «Об НКО» №7 от 12 января 1996 года в редакции от 2018 года.

Права и обязанности учредителей

Учредители некоммерческих организаций наделены следующими правами:

  • Установление целей и условий работы НКО.
  • Утверждение Устава организации и его редакций.
  • Назначение руководителя и его отстранение от должности.
  • Контроль над деятельностью НКО.
  • Приостановка работы субъекта.
  • Создание, реорганизация и ликвидация НКО.
  • Самостоятельная творческая, управленческая и хозяйственная деятельность в рамках закона.
  • Формирование филиалов и представительств.
  • Вхождение в различные союзы и ассоциации.
  • Законное ведение международной деятельности.

У учредителей есть обязанности:

  • Внесение имущества и денежных средств.
  • Забота о юридической и правовой защите.
  • Информационная поддержка.
  • Составление методических указаний.
  • Обеспечение условий для обучения сотрудников.
  • Ведение деятельности, прописанной в учредительной документации.
  • Действия по обеспечению первоначального состояния имущества.
  • Обеспечение эффективной эксплуатации имеющейся собственности.
  • Предоставление сотрудникам социального и медицинского страхования.
  • Предоставление работником МРОТ, а также социальных гарантий.
  • Гарантирование безопасности сотрудников.
  • Выплата компенсаций в том случае, если работнику был причинен ущерб.
  • Ведение отчетности, бухучета и статистического учета.

В ФЗ «Об НКО» указано, что некоммерческий субъект может быть создан как ЮЛ, так и ФЛ. Права и обязанности учредителей остаются актуальными до государственной регистрации НКО. Практически все полномочия касаются момента создания организации. После регистрации учредители наделяются правами в качестве уже членов объединения. Именно на правах участников они ведут деятельность НКО. Информация об учредителях фиксируется в ЕГРЮЛ.

Рассмотрим основные права и обязанности учредителей, оговоренные статьей 8 ФЗ «Об НКО». В статье 1239 ГК РФ также указано, что полномочия и обязанности могут устанавливаться уставом организации. Рассмотрим их:

  • Реализация прав и обязанностей, оговоренных в уставе НКО.
  • Безвозмездное использование услуг организации.
  • Выход из НКО в любое время по своему усмотрению.
  • Своевременное внесение членских взносов.
  • Если на то есть решение суда, внесение в организацию дополнительного имущества.
  • Получение при выходе из НКО части имущества, если иное не оговорено законом.

ВАЖНО! Фактически права и обязанности учредителя прекращаются после создания НКО. Однако в этот же момент полномочия возникают у тех же лиц, но уже на правах членов организации.

Кто может стать учредителем НКО

Учредителем может стать только дееспособное и совершеннолетнее лицо. Им может являться и резидент, и нерезидент, и ФЛ, и ЮЛ. Иностранное лицо и лицо без гражданства имеет право на создание НКО, однако существуют некоторые ограничения. В частности, учредителями не могут являться эти лица:

  • Иностранное лицо или человек без гражданства, пребывание которых на территории страны нежелательно на основании правовых актов.
  • Перечень лиц, оговоренных в пункте 2 статьи 6 ФЗ №115 «О противодействии легализации средств, добытых незаконным путем».
  • Объединение или сообщество религиозного характера в том случае, если их работа остановлена на основании статьи 10 ФЗ №114 «Об ограничении экстремизма».
  • Лицо, действия которого признаны экстремистскими.
Читать еще:  Характеристика с сто на студента проходившего практику

Во всех других случаях ФЛ или ЮЛ могут стать учредителями.

Вступление в состав учредителей НКО

Для того чтобы вступить в состав учредителей и участников, нужно действовать по этой схеме:

  1. Составляется протокол, подтверждающий согласие участников на появление нового учредителя.
  2. Исполнительным органом НКО заполняется заявление в соответствии с формой Р14001.
  3. Заявление и протокол направляется в Управлении Минюста.

Вступление в НКО не предполагает уплаты пошлины. Рассмотрим основные особенности этой процедуры:

  • Если в НКО входят только учредители, протокол о согласии может быть заменен на решение высшего органа управления организацией.
  • Вступление в НКО регламентируется частью 4 статьи 15 ФЗ №7 от 12 января 1996 года. Однако в этом законе не дано точного указания на то, что для вступления нужно согласие всех участников. Пояснение дано только в абзаце 2 пункте 6 статьи 123.24 ГК РФ. Если это автономная НКО, нужно единогласное одобрение всех учредителей. Касательно других организаций порядок составления протокола о согласии следует оговорить в уставе.
  • Все бумаги, сопровождающие вступление в НКО, нужно направить в территориальное управление Минюста. Соответствующее указание дано в Приказе Минюста №455 от 30 декабря 2011 года.

Если в организации состоит один учредитель, он должен передать свои полномочия другому участнику.

Смена учредителей НКО

Менять состав учредителей было позволено НКО совсем недавно. Рассмотрим порядок смены на примере АНО:

  1. Лицо подает заявление в НКО о вхождении в состав учредителей.
  2. В Министерство юстиции подается заявление по форме Р13001, устав АНО, решение учредителя, бумага об уплате пошлины.

Если в каком-либо документе содержится более одной страницы, нужно прошить его.

Выход из состава учредителей организации

Выход из НКО выполняется в соответствии с этой схемой:

  1. Заполнение заявления по форме Р14001.
  2. Подача заполненной заявки в Управление ФНС.
  3. В день подачи заявления в Управление нужно отправить уведомление о выходе в саму НКО. Документ этот оформляется в свободной форме.

То есть для выхода из организации нужно составить два документа: заявление и уведомление. Рассмотрим основные особенности выхода из НКО:

  • Заявление нужно подавать не в Управление Минюста, а именно в налоговую структуру. Соответствующее правило оговорено в части 2.2 статьи 17 ФЗ №129 «О госрегистрации ЮЛ». Разъяснения по вопросу есть в Письме Минюста №11/32870 от 24 марта 2016 года.
  • Выход производится на добровольной основе. Получать согласие от прочих учредителей не нужно.
  • Права и обязанности лица упраздняются с момента внесения сведений о выходе в ЕГРЮЛ.

Процедура выхода учредителя из организации достаточно проста. Она не предполагает составления множества документов.

Ответственность учредителя НКО

В статье 123 ГК РФ указано, что учредители не несут ответственности по обязательствам ЮЛ. Действие этой статьи распространяется на некоммерческие организации. Отсутствие ответственности учредителей НКО часто критикуется. Отсутствие обязательств у создателей ЮЛ связано с тем, что коммерческие фирмы стимулируют экономику страны. Однако НКО создается с благотворительными и социальными целями, а потому безответственность участников обоснованной не является.

Нужно сказать, что рассматриваемые положения имеют ограничения. В частности, ответственность несут учредители двух видов НКО. Это учреждения и союзы. К примеру, создатели потребительского кооператива на основании статьи 123.3 ГК РФ несут субсидиарную ответственность по долгам организации в пределах размера своего взноса.

Также ответственность будут нести создатели казенных и частных учреждений. Однако они должны отвечать по долгам только в том случае, если наличие ответственности доказано в исковом порядке. Соответствующую позицию заняла Судебная коллегия по экономическим спорам от 22 апреля 2015 года.

К СВЕДЕНИЮ! На основании судебных решений можно сказать, что учредители достаточно часто привлекаются к ответственности.

Ответственность учредителей при ликвидации организации

При этих типах НКО учредители не будут нести никакой ответственности при ликвидации:

  • Общественные и религиозные.
  • Фонды.
  • Партнерства.
  • Автономные НКО.
  • Товарищество собственников недвижимости.

Ответственность будут нести учредители частных учреждений, ассоциаций, потребительских кооперативов.

Разбираем налоговые последствия сделок с участием некоммерческих организаций

При оформлении договоров бухгалтеру иногда приходится сталкиваться с тем, что контрагентом выступает не привычное ООО, ЗАО или предприниматель, а та или иная разновидность некоммерческой организации. При этом договор, как правило, заключается самый что ни на есть коммерческий — аренда, оказание услуг и т.п. В результате возникает множество вопросов, начиная с: «нет ли налоговых рисков при работе с таким контрагентом?» и заканчивая: «а не создать ли нам некоммерческую организацию для ведения бизнеса?» Давайте разбираться.

Вводная информация

Начнем, как обычно, «от печки». То есть от вопроса, что же такое некоммерческие организации (НКО), и чем они отличаются от привычных ООО и ЗАО.

Основное отличие вытекает из самого названия «некоммерческие». Это значит, что извлечение прибыли для этих организаций не является основной целью деятельности (тогда как для ООО и ЗАО извлечение прибыли — главная цель деятельности, и этот факт зафиксирован в их уставах).

Все остальные отличия вытекают из основного. Так, некоммерческим организациям вовсе не запрещено совершать сделки, в том числе, приносящие прибыль. Однако сделки, приносящие прибыль, некоммерческие организации могут заключать только для достижения целей и задач, указанных в уставе. Получив «коммерческую» прибыль, НКО не имеют права распределять ее между участниками, а должны направить на свои уставные, некоммерческие цели.

Согласно статье 2 Федерального закона от 12.01.96 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», НКО создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей; в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

«Некоммерческие» контрагенты: есть ли налоговые риски?

Главные сомнения у бухгалтеров коммерческих организаций вызывает вопрос: а способствует ли сделка, которую с ними заключает НКО, достижению целей этого НКО? Не получится ли так, что мы заключим договор с НКО, учтем расходы, а потом выяснится, что НКО действовала за рамками устава, подобную сделку заключать не имело права, и, следовательно, расходы придется восстанавливать.

Действительно, подобный риск, пусть и минимальный, существует. Минимальным мы его назвали потому, что, исходя из норм Гражданского кодекса, такая сделка не является недействительной автоматически. Согласно статье 173 ГК РФ признать такую сделку недействительной может только суд по требованию самого НКО, его участников или Минюста. Причем, сделка может быть признана недействительной только в том случае, если будет доказано, что вторая сторона, заключая сделку, знала о незаконности подобного договора.

Как видим, налоговая инспекция не входит в круг органов, способных инициировать процедуру признания сделки недействительной. Да и доказать, что организация заранее знала о незаконности сделки, если мы говорим об обычных хозяйственных договорах (то есть тех, где, например, нет прямой или косвенной взаимозависимости), практически невозможно.

Иногда для снижения данного риска советуют запрашивать у контрагента устав, чтобы удостовериться в законности сделки. Однако, на наш взгляд, воспользоваться этим советом на практике будет сложно. Ведь в уставе нет перечня сделок, которые может совершать НКО. Поэтому решить соответствует сделка уставу или нет, контрагент самостоятельно все равно не сможет. При крупных контрактах можно порекомендовать запросить у НКО письменное обоснование сделки, где бы подтверждалось, что сделка проводится в рамках уставной деятельности организации. Но, повторимся, и без такого документа риски минимальны.

Следующий вопрос, который волнует бухгалтеров при заключении договоров с НКО, звучит так. Не возникнет ли каких-то сложностей с налогообложением доходов или расходов по таким договорам? Здесь мы тоже можем успокоить коллег — все особенности налогообложения некоммерческих организаций касаются непосредственно самой НКО и на контрагентах никак не сказываются.

Таким образом, можно констатировать — взаимоотношения с НКО для организации каких-либо специфических налоговых рисков не несут. Поэтому заключая договоры с такими контрагентами, нужно действовать по тому же алгоритму, что и с коммерческими фирмами. То есть «пробить» ИНН организации и собрать о ней другую информацию с помощью специальных сервисов (подробнее см. «Теперь бухгалтер может вычислить проблемного контрагента за несколько секунд»), а также удостовериться в том, что от лица организации действует уполномоченное лицо. При крупных контрактах не лишним будет посетить офис НКО.

Получить информацию о налоговых долгах контрагента и применяемой им системе налогообложения

Что ответить директору, который хочет создать НКО для ведения бизнеса

Организационные моменты

Нередко владельцы бизнеса, которые услышали от кого-то о налоговых льготах для некоммерческих организаций и прочих выгодах, просят бухгалтера выяснить: сколько можно сэкономить, если вести бизнес через НКО?

Если мы посмотрим на описание тех организационно-правовых форм, в которых согласно закону № 7-ФЗ могут создаваться некоммерческие организации, то увидим, что среди них есть и такие, которым прямо разрешено вести коммерческую деятельность. Речь идет об автономной некоммерческой организации (АНО) и некоммерческом партнерстве (НП). При этом данные организации могут создаваться по инициативе физических или юридических лиц. Так что простор для маневра есть. Давайте оценивать выгоды такого маневра.

Выгода первая — у некоммерческих организаций нет уставного капитала. А это означает не только то, что при их создании не придется отвлекать финансовые средства на формирование УК, но и то, что нет минимально допустимого размера имущества некоммерческой организации. Проще говоря, НКО может действовать, даже если у нее вообще нет никаких средств. Тогда как ООО и ЗАО подлежат ликвидации, когда размер чистых активов становится меньше минимально допустимого уставного капитала.

Читать еще:  Управляющая компания не подписывает справку о составе семьи

Выгода вторая такова. В той части закона № 7-ФЗ, которая касается АНО и НП, законодатель прописал лишь самые общие положения о том, что и как должно быть указано в их уставах и по каким правилам должна осуществляться их деятельность и управление. Это значит, что при создании таких НКО можно с большей вероятностью, чем при создании ООО или АО, включить в уставные документы необходимые создателям положения.

Это что касается общих моментов создания и управления НКО. Налоговые моменты чуть более глобальны, поэтому рассмотрим их отдельно.

Налоги у НКО

Скажем сразу, что, несмотря на некоммерческий характер организаций, доходы, полученные ими от предпринимательской деятельности, от налогов не освобождаются. Они облагаются налогом на прибыль точно так же, как и у коммерческих организаций.

В отношении другого имущества механизмы для некоторой экономии появляются, но действуют они тоже далеко не во всех случаях. Возьмем для примера получение некоммерческой организацией имущества (в том числе и денег) безвозмездно на уставные цели. Так вот, эти деньги не будут облагаться налогом на прибыль только в двух случаях.

Первый — имущество получено организацией от своих членов (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ). Понятно, что воспользоваться этим правом могут только те НКО, у которых есть членство (к таковым, например, относится некоммерческое партнерство; а вот у АНО членства нет). Но зато все вопросы уплаты членских взносов регламентируются непосредственно уставом организации. А значит, при необходимости эти правила можно «заточить» под себя.

Второй — средства получены на осуществление благотворительной деятельности (подп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ). В переводе на бухгалтерский язык, это значит, что цели дальнейшего использования имущества должны быть четко зафиксированы в документах, сопровождающих передачу. И эти цели должны соответствовать определению и целям благотворительной деятельности, данным в Федеральном законе от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Но на этом условности не заканчиваются. Налоговый кодекс требует в обоих случаях обеспечить ведение раздельного учета таких поступлений. В противном случае суммы попадут под налог на прибыль. Также освобождение от налога не действует, если поступившее имущество является подакцизным товаром или сырьем. Наконец, немаловажно, что налог не платится только при условии, что имущество реально используется строго по назначению.

Что же касается НДС, то некоммерческие организации освобождены от его уплаты только в случаях, когда они реализуют товары (работы, услуги) в рамках благотворительной деятельности (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). Во всех иных ситуациях даже при безвозмездной передаче продукции в рамках уставной деятельности возникает объект налогообложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)*.

Кроме того, имущество НКО, в том числе и безвозмездно полученное от третьих лиц, облагается налогом на имущество. Если, конечно, оно не подпадает под льготы, предусмотренные НК РФ.

Как видим, получение выгод от ведения предпринимательской деятельности через НКО обставлено такими дополнительными условиями, затраты на выполнение которых вполне могут «съесть» всю выгоду. Так что приходится констатировать: создавать НКО «с прицелом» на коммерческую деятельность особого смысла не имеет. Проще и выгоднее организовать бизнес с использованием традиционных механизмов — коммерческих организаций или через ИП.

*Конечно, нужно учитывать, что в статье 149 НК РФ установлены отдельные льготы по НДС, так или иначе затрагивающие некоммерческие организации. Например, есть льгота для некоммерческих образовательных учреждений, или льгота при передаче НКО государственного и муниципального имущества.

Создание некоммерческим партнерством ООО

Некоммерческое партнерство ( далее — «НП») имеет желание учредить ООО. Имеет ли право НП создавать ООО , быть участником ООО? Имеет ли право НП вносить вклад в имущество ООО своим имуществом? Прошу ответы дать со ссылками на норму права.

Да , НП может быть учредителем ООО. Да , НП может внести вклад в уставный капитал ООО своим имуществом. О порядке создания ООО смотрите рекомендацию ниже.

Законом должно быть прямо запрещено отдельным категориям юридических лиц быть участниками ООО ( пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Некоммерческая организация может участвовать в уставном капитале хозяйственного общества ( пункт 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

С 01.09.2014 к НП применяются нормы об ассоциациях ( подп.3 пункта 3 статьи 50 ГК РФ , подп.5 пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

В соответствии пунктом 3 статьи 123.8 ГК РФ имущество , которое передано учредителями ассоциации , является собственностью ассоциации.

Таким образом , НП может внести в уставный капитал ООО имущество , собственником которого НП является.

Внесение уставного капитала ООО происходит в соответствии со статьей 66.2 ГК РФ и статьями 15 — 16 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ ( Как оплатить уставный капитал при учреждении ООО).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах « Системы Юрист».

« Регистрация общества с ограниченной ответственностью ( ООО) производится в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ „О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ ( далее — Закон о государственной регистрации)*.

Более детально процедура проведения государственной регистрации прописана в Административном регламенте предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц , физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских ( фермерских) хозяйств , утвержденном приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н ( далее — Административный регламент).

В налоговую инспекцию , осуществляющую функции регистрирующего органа , необходимо представить следующие документы ( ст. 12 Закона о государственной регистрации)*:

  • заявление о государственной регистрации;
  • решение о создании ООО;
  • устав ООО;
  • документ об уплате государственной пошлины ( фактически можно не представлять).
  • Нужно ли представлять какие-либо дополнительные документы , если в числе учредителей ООО есть иностранное юридическое лицо

Такими документами могут быть выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица ( подп. „г“ ст. 12 Закона о государственной регистрации)*.

Кроме того , перед тем как подать документы на регистрацию , нужно будет обязательно уточнить в инспекции: достаточно ли имеющихся документов и правильно ли они оформлены.

Наконец , имеет смысл все документы , связанные с иностранной компанией , оформить сразу в нескольких экземплярах. Необходимые экземпляры представляются на регистрацию , а дополнительные остаются на тот случай , если будет вынесено решение об отказе в регистрации и документы придется подавать повторно. Иначе при повторном сборе документов может возникнуть необходимость ехать за ними за границу , поскольку в случае вынесения решения об отказе документы , представленные на регистрацию , не возвращаются заявителю.

Этот перечень исчерпывающий и налоговая инспекция не вправе требовать представления других документов ( п. 4 ст. 9 Закона о государственной регистрации). В случае создания ООО в результате реорганизации необходимо соблюдать особый порядок и требования. Подробнее об этом см. Как провести присоединение ООО, Как провести слияние ООО, Как провести разделение ООО, Как провести выделение ООО.

Более того , налоговая инспекция не вправе проверять форму и содержание представленных документов ( за исключением заявления о государственной регистрации) на предмет соответствия законодательству ( п. 4.1 ст. 9 Закона о государственной регистрации)*.

Однако на практике нередко бывает недостаточно указанных документов , в связи с этим рекомендуется подавать дополнительные документы.

Заявление о государственной регистрации

Чтобы зарегистрировать ООО , нужно оформить и подать заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме № Р11001*, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7−6/25@ „Об утверждении форм и требований к оформлению документов , представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц , индивидуальных предпринимателей и крестьянских ( фермерских) хозяйств“.

Этим же приказом утверждены Требования к оформлению документов , представляемых в регистрирующий орган , которые нужно соблюдать , заполняя заявление.

Описки и неточности в заявлении — одна из самых распространенных причин отказа в государственной регистрации.

При заполнении заявления нужно быть предельно внимательным и проверить его несколько раз — как на соответствие данным , указанным в других документах , так и на соответствие требованиям к его заполнению.

Подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Это не потребуется , если*:

  • заявитель подаст документы лично и представит паспорт ( иной документ , удостоверяющий личность);
  • документы будут поданы в электронной форме и подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
  • Такие правила установлены в пункте 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации.

Решение о создании ООО

При создании ООО учредителю ( учредителям) нужно принять ряд обязательных решений(включая решение о создании ООО) и оформить их надлежащим образом ( ст. 11 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ „Об обществах с ограниченной ответственностью“; далее — Закон об ООО).

Если ООО создается единственным учредителем — решение оформляется в виде решения единственного учредителя о создании ООО.

Если учредителей несколько — решение оформляется протоколом общего собрания учредителей ООО*.

Внимание! Если решение принимают несколько учредителей , то обязательно нужно провести голосование и оформить его результаты. Иначе инспекция может отказать в регистрации.

Если решение принимается несколькими учредителями , то в решении должны быть отражены результаты голосования учредителей ( п. 2 ст. 11 Закона об ООО).

При этом единогласно должны быть приняты решения по следующим вопросам ( п. 3 ст. 11 Закона об ООО)*:

  • учреждение ООО;
  • утверждение устава;
  • утверждение денежной оценки ценных бумаг , других вещей или имущественных прав либо иных имеющих денежную оценку прав , вносимых учредителями для оплаты долей в уставном капитале ООО.
Читать еще:  Сотрудник не отгулял отпуск за предыдущие года

Большинством не менее ¾ голосов от общего числа голосов учредителей должны быть приняты решения по следующим вопросам*:

  • избрание органов управления ООО;
  • образование ревизионной комиссии или избрание ревизора общества;
  • утверждение аудитора общества.
  • В том случае , если к моменту принятия решения по указанным вопросам размер доли каждого из учредителей не определен , каждый учредитель при голосовании имеет один голос ( п. 4 ст. 11 Закона об ООО).

Если ООО учреждают несколько учредителей , перед подачей документов на регистрацию обязательно нужно уточнить в соответствующей налоговой инспекции , достаточно ли будет для регистрации представить только решение о создании ООО без договора о его учреждении.

Обычно консультациям уполномоченных сотрудников инспекции можно доверять. Но нужно учитывать , что такой неофициальный ответ будет иметь лишь информативное значение и в случае отказа в регистрации ссылаться на него будет бесполезно.

Устав — единственный учредительный документ ООО.

На государственную регистрацию устав представляется в двух экземплярах , такое требование установлено в статье 12 Закона о государственной регистрации*. Один экземпляр остается у налоговых органов в регистрационном деле , а второй выдается заявителю с необходимыми отметками налоговой инспекции.

Устав ООО должен содержать сведения , предусмотренные Законом об ООО ( ст. 12 Закона об ООО).

Перед подачей документов на регистрацию нужно обязательно уточнить в соответствующей налоговой инспекции , сколько экземпляров устава нужно подавать в подлиннике , а сколько — в копиях.

Руководство инспекции может установить требование представлять вместо второго подлинника устава его копию. В случае неисполнения такого требования документы могут не принять на регистрацию либо могут вынести решение об отказе в государственной регистрации. Такое требование руководства инспекции обычно нигде не публикуется и узнать о нем можно только у сотрудников инспекции.

Подобные требования налоговых органов незаконны , однако оспаривание решения об отказе в регистрации может занять месяц и больше.

Документ об уплате государственной пошлины

За регистрацию юридического лица придется уплатить госпошлину в размере 4000 руб. ( подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Реквизиты для уплаты можно узнать в соответствующей налоговой инспекции или на официальном сайте ФНС России*.

Плательщиком будет выступать лицо , уполномоченное учредителями в решении о создании ООО на проведение госрегистрации ( либо единственный учредитель). Налоговое законодательство устанавливает , что плательщиками признаются организации и физические лица , которые обращаются за совершением юридически значимых действий.

Пошлину уплачивают по месту совершения юридически значимого действия. Уплату можно произвести в наличной или безналичной форме.

При этом подтверждающий документ в инспекцию можно не представлять. На это указывает Минфин России в пункте 46.1 Административного регламента. В таком случае налоговая служба может запросить информацию об уплате пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах ( ГИС ГМП). Это положение основано на пункте 2части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ „Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг“. Таким образом , если не представить документ об уплате пошлины , это не станет основанием для отказа в регистрации ( п. 18, 46.1, 47,50 Административного регламента).

При желании факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме можно подтвердить платежным поручением с отметкой банка о его исполнении; в наличной форме — квитанцией установленной формы , выдаваемой банком ( ст. 333.18 НК РФ).

Некорректное указание основания платежа или плательщика может стать причиной отказа в регистрации.

Особое внимание нужно уделить указанию платежных реквизитов. В частности , неверное указание кода КБК свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанности по уплате пошлины и становится основанием для отказа в регистрации.

По вопросу оплаты госпошлины и оформления платежных документов сложилась противоречивая судебная практика. Чтобы не возникало споров , в платежном документе нужно указать , что государственная пошлина уплачивается за регистрацию конкретного ООО при создании.

Участие некоммерческих организаций в ооо

Но необходимо также отметить и то, что предметом спора в указанных решениях не являлся вопрос о праве профсоюза на учреждение ООО или иной коммерческой организации Вывод: Нормы гражданского законодательства позволяют некоммерческим организациям, включая профсоюзы, выступать учредителями и участниками коммерческих организаций. Исходя из буквального прочтения норм ФЗ «О профсоюзах», п. 6 данного закона может рассматриваться как установленное именно для профсоюзов ограничение, позволяющее им выступать учредителями ООО, только в случае, если оно будет создаваться в качестве банка. Однако, по-видимому, с учетом нормы п. 5 этой же статьи, фактически позволяющей профсоюзам быть участниками коммерческих юридических лиц, п. 6 ст. 24 ФЗ «О профсоюзах» на практике не рассматривается как ограничение профсоюзов на возможность учреждать не только банковские коммерческие организации.

Может ли некоммерческая организация учредить ооо

Общественные объединения могут представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном порядке — один раз в год в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о целевом использовании полученных средств.

  • 6. Денежные средства и имущество, полученные на осуществление благотворительной деятельности, не облагаются налогом на прибыль.
  • 7. Суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций, не облагаются налогом на прибыль.
  • 8.
    Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не облагается НДС.
  • 9.

Как правильно выбрать форму нко, теория и практика применения.

Фонд Фондом — признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.


Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Реорганизация некоммерческой организации в ооо

Если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о своем выходе в регистрирующий орган. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.

Статья 15. учредители некоммерческой организации

Реорганизация некоммерческих организаций

Положения гражданского законодательства предусматривают возможность ограничения правоспособности юридических лиц нормами закона (п. 2 ст. 49 ГК РФ). Общей правоспособностью обладают только коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом). Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Правоспособность же некоммерческих организаций всегда является специальной. Ее объем определяется целями деятельности конкретной организации, указанными в ее учредительных документах. В соответствии с п. 3 ст.

Участие некоммерческих организаций в ооо

Общественная организация может получать взносы от ее членов, а также пожертвования от других лиц. И, что немаловажно, некоммерческая организация может получать гранты от отечественных и зарубежных спонсоров, а также субсидии из государственного и муниципального бюджета. Таким образом выходит, что в ряде случаев возможностей у участников некоммерческих организаций может быть не меньше, а даже больше, чем у учредителей коммерческих юридических лиц.
Несмотря на то, что по закону прибыль между участниками некоммерческой организации распределять нельзя (за исключением потребительского общества, где определенная доля прибыли может распределяться между пайщиками), на практике есть возможность фактического использования данной прибыли. Например, участники некоммерческой организации могут состоять с ней в трудовых отношениях и получать заработную плату.
Закона № 2124-1 учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Соучредители выступают в качестве учредителя совместно. Таким образом, журнал не может быть зарегистрирован как коммерческая организация в форме ООО, так как средство массовой информации регистрируется в форме журнала.

При регистрации учредитель в заявлении указывает наименование журнала. Редакцией средства массовой информации может быть и организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан. То есть функции редакции СМИ может выполнять и созданное некоммерческим партнерством ООО.

Однако некоммерческому партнерству нужно помнить, что и регистрируемое им СМИ в форме журнала, и создаваемое ООО с целью осуществления функций редакции СМИ должны служить достижению целей, ради которых создано некоммерческое партнерство. 2.
В статье 2 Федерального Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон № 2124-1)определяется, что: • под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;• под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;• под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации. Согласно ст. 8 Закона № 2124-1 редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. В соответствии со ст.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector