Содержание

Учет ос в казенных учреждениях для начинающих 2019 год

Самые важные новации 2019 года в бухгалтерском учете организаций госсектора

Жизнь бухгалтера государственного сектора не стоит на месте. Вот и новый 2019 год, как щедрый Дед Мороз, готовит новые сюрпризы. Давайте уже сейчас приподнимем завесу грядущего года и рассмотрим все, что он для нас припас. Здесь и пять новых федеральных стандартов, применять положения которых нужно при ведении бюджетного, бухгалтерского учета с 1 января 2019 года и для составления отчетности 2019 года, и изменения в бюджетной классификации, а также налоговые «сюрпризы».

1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н (далее – СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). Стандарт расставляет акценты в недостаточно урегулированных вопросах учетной политики, дает понятие оценочных значений, устанавливает порядок исправления ошибок, а также регулирует отражение в отчетности последствий изменений учетной политики, оценочных значений и исправления ошибок. Специалистами финансового ведомства письмом от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480 доведены Методические рекомендации по применению СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Они не только более подробно разъясняют положения этого стандарта, но и показывают его применение на примерах.

Учетная политика

Ранее при формировании и применении учетной политики бухгалтеры государственного сектора довольствовались лишь отдельными положениями Инструкции № 157н, Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», СГС «Концептуальные основы». С 2019 года этот вопрос наряду с названными нормативными правовыми актами регулирует СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Рассмотрим наиболее интересные его положения.

В стандарте прямо указано, что учетная политика формируется главным бухгалтером или лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, а утверждается – руководителем (п. 8 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Пунктом 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» установлен перечень документов, утверждаемых в рамках учетной политики.

Как и прежде, установлено требование о применении учетной политики последовательно из года в год (п. 11 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). То есть ежегодно формировать учетную политику не нужно.

В стандарте приведены случаи и порядок изменения учетной политики (п. 11-14 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Введены новые понятия перспективного и ретроспективного применения измененной учетной политики (п. 6 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Оценочные значения

Многие показатели бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности не поддаются точному определению, а могут быть лишь оценены. Этому посвящен раздел IV СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Так, к оценочным значениям относятся:

  • сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;
  • величины оценочных резервов;
  • величины амортизационных отчислений;
  • величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

В СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» дано понятие ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности: это пропуск, искажение информации при ведении учета, формировании отчетности. Причиной ошибки может являться неправильное использование или неиспользование информации о фактах хозяйственной жизни, доступной на дату подписания отчетности (п. 27 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Согласно СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» ошибки исправляются дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью, как и было ранее (в п. 18 Инструкции № 157н). Порядок исправления ошибки и отражения ее исправления в отчетности зависит от:

  • даты обнаружения ошибки;
  • ее существенности.

В стандарте даны определения различных дат и случаи, в которых важна существенность допущенной ошибки. Кроме того, подробный пример исправления ошибки приведен в Методических рекомендациях от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480.

Таким образом, бухгалтеру госсектора нужно помнить, что при формировании учетной политики, определении оценочных значений и исправлении ошибок в бухгалтерском (бюджетном) учете в 2019 году нужно руководствоваться новым СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Он применяется во взаимосвязи с нормами продолжающих действие нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета.

2. События после отчетной даты

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты» утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 275н (далее – СГС «События после отчетной даты»). Методические рекомендации по применению СГС «События после отчетной даты» доведены письмом Минфина России от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005.

Понятие события после отчетной даты в контексте стандарта не меняется по сравнению с приведенным в п. 3 Инструкции № 157н (п. 2 СГС «События после отчетной даты»). К событиям после отчетной даты, к примеру, относятся (Методические рекомендации от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005):

  • изменение кадастровой оценки земли после отчетной даты;
  • завершение после отчетной даты судебного процесса, которым подтверждается наличие на отчетную дату актива или обязательства;
  • ошибка, обнаруженная после отчетной даты (с учетом условий принятия отчетности);
  • существенное поступление или выбытие активов, в том числе по результатам инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, но отраженным в протоколах, актах, подписанных комиссией по инвентаризации и ответственными лицами после отчетной даты.

В то же время поступление в бухгалтерию первичных документов (например, актов выполненных работ) за отчетный год после отчетной даты не относится к событиям после отчетной даты (п. 5 СГС «События после отчетной даты», п. 1.7 Методических рекомендаций от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005).

  • классификацию событий после отчетной даты;
  • правила их отражения в бухгалтерском учете;
  • правила раскрытия информации о них при составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • подтверждающие условия деятельности. Такие события признаются последним днем отчетного периода и раскрываются в отчетности за отчетный период;
  • указывающее на условия деятельности. Такие события отражаются в периоде, следующем за отчетным, и раскрываются в Пояснительной записке и (или) Пояснениях, представляемых в составе полного комплекта бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период.

3. Отчет о движении денежных средств

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств» утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 278н (далее – СГС «Отчет о движении денежных средств»). Этот нормативный акт устанавливает методические основы формирования Отчета о движении денежных средств. Отчет о движении денежных средств характеризует:

  • поступления и выбытия не только денежных средств, но и эквивалентов денежных средств по их экономическому содержанию;
  • изменение остатков денежных средств.

Эквиваленты денежных средств это вложения в высоколиквидные финансовые инструменты со сроком погашения не более трех месяцев, легко обратимые в заранее известные суммы денежных средств и подверженные незначительному риску изменения стоимости (п. 6 СГС «Отчет о движении денежных средств»).

СГС «Отчет о движении денежных средств» не содержит периодичности представления Отчета о движении денежных средств. В то же время Инструкции по составлению и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности № 191н и № 33н указывают на предоставление этого отчета на 1 июля и 1 января года, следующего за отчетным. Поэтому, по всей видимости, заполнять Отчет о движении денежных средств впервые в 2019 году необходимо будет за полугодие.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» утвержден приказом Минфина России от 27 февраля 2018 г. № 32н (далее – СГС «Доходы»). СГС «Доходы» применяется при учете доходов и раскрытии о них информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В п. 4 СГС «Доходы» перечислен перечень доходов, в отношении которых его положения не применяются. Это, например, доходы, полученные:

  • по договору аренды или безвозмездного пользования;
  • от продажи основных средств, нематериальных активов и материальных запасов (за исключением товаров, готовой и биологической продукции) и другие.

Дело в том, что учет перечисленных в п. 4 СГС «Доходы» доходов регулируется соответствующими стандартами, уже вступившими в силу, такими как, СГС «Аренда», СГС «Основные средства» или ожидающими своей очереди (п. 3, п. 44 СГС «Доходы»).

Для целей бухгалтерского учета критерием признания дохода является возможность получения экономических выгод или полезного потенциала, связанных с совершаемыми операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена (п. 7 СГС «Доходы»).

СГС «Доходы» делит все доходы на 2 обширные группы:

  • доходы от необменных операций (например, доходы от налогов, сборов, в том числе государственных пошлин, таможенных платежей, доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование, доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов, доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба);
  • доходы от обменных операций (доходы от собственности, доходы от реализации).

Классификация доходов осуществляется на основании экономического содержания хозяйственной операции (п. 8 СГС «Доходы»). От группы, к которой будет отнесен доход, будет зависеть порядок его принятия к бухгалтерскому учету – СГС «Доходы» подробно рассматривает каждый случай.

СГС «Доходы» дает понятие доходов будущих периодов. Это доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (п. 7 СГС «Доходы»). В стандарте прямо указаны такие доходы, например, субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания (п. 54 СГС «Доходы»).

5. Влияние изменений курсов иностранных валют

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Влияние изменений курсов иностранных валют» утвержден приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 122н (далее – СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют»). СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» устанавливает:

  • единый порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации;
  • методы пересчета показателей активов и обязательств, финансовых результатов деятельности загранучреждений;
  • порядок раскрытия информации о результатах пересчета в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.
Читать еще:  Проверить документы в фмс

СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» весьма специфичен и не будет так востребован у бухгалтеров госсектора, как, например, СГС «Основные средства», СГС «Аренда» или СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». В то же время данный стандарт применяется всеми учреждениями государственного сектора (п. 1 СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют»). Поэтому тот факт, что учреждение не является загранучреждением и у него отсутствуют объекты бухгалтерского учета, выраженные в иностранной валюте, не говорит о том, что о стандарте можно забыть. Более правильно сказать, что отсутствует (вполне возможно даже временно) объект для применения СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют». А знать и помнить, что в определенных случаях с 2019 года учреждениями госсектора применяется СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» бухгалтеру необходимо.

Продолжение будет опубликовано в ближайшее время.

Как проводится бухгалтерский учет в казенных учреждениях

Казенное учреждение – это государственная структура, которая занимается оказанием государственных услуг. Это некоммерческие объекты, формируемые для осуществления культурных и прочих целей. Учредителем считается госорган, у которого есть соответствующие полномочия. Учет в таких субъектах ведется особым образом. Нюансы связаны с тем, что у субъекта нет прав на используемое имущество. Кроме того, подобные учреждения не могут пользоваться упрощенными системами обложения налогами.

Нюансы учета в казенном субъекте

Приведем нюансы учета в рассматриваемой структуре:

  • Учредитель участвует в управлении финансами.
  • Счета открываются в казначействе.
  • Финансирование осуществляется в пределах сметы.
  • Доходы от работы направляются в бюджет.
  • Учреждение не имеет прав собственности на имущество.
  • Операции с ценными бумагами не проводятся.
  • Структура не имеет прав на использование УСН.

Также существенными являются следующие особенности:

  • Данные об активах фиксируются за балансом. Двойная запись не применяется.
  • Учреждение использует только ОСНО.

Налоги не начисляются только на доход от основной деятельности.

ВАЖНО! Субъекту нужно направлять декларацию. Однако допускается предоставление документа в сжатом виде. Указывается минимальная информация.

Учетная политика

Учетная политика – это бумага, устанавливающая порядок бухучета и налогового учета. Для ее утверждения субъекту нужно издать приказ. Она может меняться вследствие изменений, вносимых в законодательство или локальные нормативные акты. Документ создается на основании особенностей деятельности учреждения, его структуры. Учетная политика включает в себя эти пункты:

  • Рабочие счета, которые применяются при учете.
  • Особенности документооборота (включая перечень первичных документов).
  • Порядок осуществления инвентаризации.
  • Особенности внутреннего контроля.
  • Способы оценки имущества и имеющихся обязательств.

Учетная политика позволяет установить порядок действий, когда соответствующие пункты не оговорены нормативными актами. Однако документ не должен противоречить действующим законам.

Первичная документация

Любая хозяйственная операция должна подтверждаться первичкой. На их основании создаются бухгалтерские проводки. Первичные документы нужно для установления обоснованности и разумности экономических действий. Казенные субъекты должны применять в своей деятельности документы, перечень которых утвержден Приказом №173. Дополнительный перечень бумаг может указываться в учетной политике. Рассмотрим правила формирования первичных документов:

  • Применение форм, которые были установлены внутренними актами.
  • Использование обязательных реквизитов.
  • Незаполненные строки зачеркиваются.
  • Недопустимы помарки.

Если документы будут создаваться без учета этих правил, у контролирующих органов могут возникнуть вопросы.

Учет операций с ОС и имуществом

ОС и имущество поступают в казенную структуру от учредителя. Именно на последнего возложена ответственность по содержанию, так как он является собственником. Рассмотрим основания, по которым учитываются операции:

  • Принятие ОС на учет выполняется на основании решения комиссии. Первичным документом является акт передачи.
  • Право управления образуется с дня регистрации.
  • Оценка собственности проводится на основании стоимости, прописанной в акте.
  • Корректировка стоимости выполняется на основании осуществленной модернизацией.

Бюджетная структура может купить имущество. Покупка осуществляется за счет денег, взятых из бюджета.

Пример учета покупки имущества

Учреждением было закуплено оборудование на 333 тыс. рублей. Траты на транспортировку равны 7 тыс. рублей. Проводки будут следующими:

  • Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703. Поступление оборудования на 333 тыс. рублей.
  • Дт (используется тот же дебетовый счет, что и в предыдущей проводке) Кт 1 30222 730. Отражение трат размером 7 тыс. рублей на транспортировку оборудования.

Со следующего месяца после поступления оборудования начинается начисление амортизации. Срок полезной эксплуатации определяется на основании Классификатора.

Реализация и списание ОС

Казенные учреждения могут реализовывать ОС. Однако для этого нужно получить одобрение учредителя. Иногда продажа связана с необходимостью погашения ущерба и обязательств, однако это крайние случаи. Доход от продажи направляется в бюджет.

ВНИМАНИЕ! Списание производится тогда, когда ОС утратили потребительские качества.

Пример списания ОС

В учреждении появился объект ОС, который вышел из строя. Его нужно списать. Остаточная стоимость составляет 36 тыс. рублей, амортизационные начисления – 90 тыс. рублей. После завершения ликвидации производится оприходование на сумму 600 рублей. Используются эти проводки:

  • Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410. Списание стоимости на сумму 36 тысяч рублей.
  • Дт 1 10134 410 Кт (используется тот же счет, что и в предыдущем примере). Списание начислений по амортизации на сумму 90 тыс. рублей.
  • Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172. Оприходование дополнительных изделий на 600 рублей.

Каждая проводка подтверждается первичкой.

Учет операций по начислению зарплат

Рассмотрим пример. Казенное учреждение начислило зарплату сотрудникам. При начислении средств произошло удержание НДФЛ. Используются эти проводки:

  • Дт 1 40120 211 Кт 1 302 11 730. Выплата заработка.
  • Дт 1 302 11 830 Кт 1 303 01 730. Удержание НДФЛ.
  • Дт 1 302 11 830 Кт 1 304 03 730. Перевод заработка на карту работника.
  • Дт 1 304 03 830 Кт 1 304 05 211. Учет выдачи зарплаты.

Расчеты с сотрудниками учреждения имеют ряд особенностей. В частности, средства для расчетов аккумулируются из разных источников.

Учет материалов

Материалы могут поступить в казенную структуру на основании договора купли-продажи, дарения. Рассмотрим порядок установления стоимости материалов:

  • При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
  • Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
  • Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
  • Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.

Рыночную цену можно узнать путем установления рыночной стоимости аналогичных материалов.

Налогообложение

Средства, поступившие в учреждение из бюджета, не будут облагаться налогом. Налогообложение также не затрагивает доход, полученный от оказания государственных услуг. Налог на прибыль начисляется в отношении следующих поступлений:

  • Доход от внебюджетных направлений работы, если отсутствует раздельный учет, смета трат.
  • Возмещение ущерба, выплаченное третьими лицами.
  • Стоимость имущества, переданного на бесплатной основе, если объекты не применяются в основной деятельности.
  • Излишки, обнаруженные во время инвентаризации.
  • Целевые поступления, израсходованные по нецелевому направлению.

Казенной структуре нужно подготовить отчетность, которая направляется в ИФНС.

Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2019 году

Прежде чем охарактеризовать бухгалтерский учет в казенных учреждениях в 2019 году, рассмотрим понятие данного типа госучреждений. Это отдельный тип государственных и муниципальных организаций, созданный для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемый за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Правовое регулирование

Правила организации и ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях в 2019 году регламентированы:

  • законом № 402-ФЗ в части ключевых вопросов организации БУ;
  • инструкциями № 157н и № 162н в части единого плана счетов и правил его применения;
  • инструкцией № 132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
  • инструкцией № 191н в части состава и порядка формирования отчетности в КУ;
  • порядком № 209н в части формирования КОСГУ;
  • федеральными стандартами БУ, регламентирующими отраслевые методы учета;
  • методическими рекомендациями, письмами и пояснениями Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.

Также в основную систему нормативного регулирования БУ можно отнести региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие отдельные правила учета и составления отчетности.

Новое в бюджетном учете в 2019 году для казенных учреждений

В 2019 году были скорректированы практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Чиновники опубликовали новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций — Приказ №132н. Общая структура КБК сохранена, однако изменения есть, и их довольно много.

Также нововведения коснулись и действующего порядка формирования КОСГУ. С января 2019 применяется Приказ № 209н. Новыми положениями добавлены новые бухгалтерские коды, названия некоторых старых изменены, а некоторые вовсе исключены.

Обратите внимание, что изменения коснулись и Единого плана счетов — инструкция № 162н. Например, чиновники закрепили на законодательном уровне, какими бухгалтерскими операциями следует отражать движение ОС при передаче активов в аренду, доверительное управление или безвозмездное пользование.

Помимо скорректированных инструкций, чиновники утвердили еще пять новых федеральных стандартов к действующим пяти, которые детализировали порядок ведения бухучета в госучреждениях бюджетного сектора. Планируется ввести еще 20 стандартов, однако нововведения будут поэтапными и завершатся до 2020 года.

Напомним, что первые пять ФСБУ 2018 года определили, что учет основных средств в казенных учреждениях в 2019 году будет осуществляться по-новому. Изменены счета учета, добавлены новые методы начисления амортизации, также увеличены стоимостные пределы для исчисления амортизации. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».

ФСБУ 2019 года скорректировали совершенно новые направления бухучета. Так, чиновники:

  • утвердили новые требования к учетной политике,
  • утвердили отчет о движении денежных средств,
  • утвердили порядок определения событий после отчетной даты,
  • охарактеризовали объект учета — доходы,
  • обозначили влияние изменения курсов иностранных валют.

Учитывая данные изменения, КУ пришлось скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения БУ, то есть обновить учетную политику. Утвердить данные изменения нужно было еще в декабре 2018 года. Проверить учетную политику на 2019 год для казенных учреждений, новшества — все ли изменения учтены в главном документе, можно в статье «Учетная политика: как составлять по новым требованиям».

Санкционирование расходов в бюджетном учете

Отличительной особенностью учета в казенных учреждениях является обязательное санкционирование произведенных расходов. Такие операции отражаются на специальных счетах ПСБУ — 0 500 00 000. Так, для отражения обязательств текущего периода и плановых лет используется сч. 0 502 00 000 «Обязательства». Отметим, что регистрировать операции необходимо только на основании документов, подтверждающих факт принятия конкретного обязательства. Перечень такой документации, которую будет применять организация в своей деятельности, следует закрепить в учетной политике.

Проводки по санкционированию расходов казенного учреждения в 2019 году следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.

Читать еще:  Проводки взносов в уставный капитал

Отчетность казенного учреждения в 2019 году

Как отмечено выше, состав и порядок составления отчетности для таких организаций установлен Приказом Минфина № 191н. С особенностями составления бюджетных отчетных форм и актуальными бланками можно ознакомиться в статье «Как отчитываются бухгалтеры бюджетных организаций».

Большинство вопросов бухгалтеров связаны с составлением пояснительной записки к годовому отчету казенного учреждения.

Отчетная форма состоит из пяти разделов:

  1. Организационная структура субъекта бюджетной отчетности (БО).
  2. Результаты деятельности субъекта БО.
  3. Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом БО.
  4. Анализ показателей финансовой отчетности субъекта БО.
  5. Прочие вопросы деятельности субъекта БО.

Каждый из разделов отчета содержит в себе специальные табличные формы и текстовую информацию — пояснения к показателям годовой отчетности.

Обзор важных изменений в бюджетном учете с 2019 года

Автор: Инна Хлевняк, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, февраль 2019 г.

В январе вступили в силу нормативные акты, касающихся порядка ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности государственных (муниципальных) учреждений.

Федеральные стандарты учета государственного сектора

При ведении бухгалтерского и бюджетного учета государственным учреждениям с 01.01.2019 дополнительно к ранее введенным необходимо применять федеральные стандарты (утверждены приказами Минфина РФ: от 30.12.2017 № 275н; от 30.12.2017 № 278н; от 27.02.2018 № 32н; от 30.05.2018 № 122н):

«Отчет о движении денежных средств»;

«Учетная политика, оценочные значения и ошибки»;

«События после отчетной даты»;

«Влияние изменений курсов иностранных валют».

Составлять бюджетную (бухгалтерскую) отчетность по этим стандартам государственные учреждения должны начиная с отчетности 2019 г.

Исключение составляют положения стандарта «Отчет о движении денежных средств» по отражению информации о производных финансовых инструментах. Их необходимо будет учитывать только в отчетности за 2020 г.

Бюджетная классификация

Порядок применения кодов бюджетной классификации

В середине 2018 г. Минфин принял документ – Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ (приказ Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н). Он должен применяться при составлении и исполнении бюджетов на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 гг.

Приказ не содержит положений, отменяющих Указания № 65н, однако, по сути, новый порядок их заменяет.

Порядок применения КОСГУ

Новый порядок применения КОСГУ регулируется отдельным документом, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н. Действует при ведении учета с 01.01.2019, при составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности начиная с отчетности за 2019 г.

Он предусматривает большую детализацию многих статей, а также введение новых подстатей. Некоторые коды подстатей частично состоят из букв A, B, K, T, Z, к примеру:

12К «Доходы от концессионной платы»;

12T «Доходы от простого товарищества».

Значительной детализации подверглись статьи 110, 540, 550, 560, а также статьи групп 600, 700 и 800.

Обращаем внимание, что Минфин выпустил методические рекомендации, которые помогут учесть особенности нового порядка применения КОСГУ (Письмо от 29.06.2018 № 02-05-10/45153).

Помимо методических рекомендаций в дополнение к Порядку на официальном сайте Минфина (www.minfin.ru) в разделе «Бюджет» – «Бюджетная классификация Российской Федерации» – «Методический кабинет» размещены следующие методические материалы:

Сопоставительная таблица ранее действовавшего порядка применения КОСГУ (Приказ Минфина РФ от 01.07.2013 г. N 65н) и нового порядка.

Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 1 января 2019 г.

Сопоставительная таблица кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов бюджетов, применяемых в 2018 г., к кодам, применяемым в 2019 г., увязанная с кодом КОСГУ.

Формирование отчетности бюджетных и автономных учреждений

Начиная с отчетности за 2018 г. необходимо пользоваться обновленным порядком. Соответствующие изменения внесены в Инструкцию №33н (приказом Минфина РФ от 30.11.2018 № 243н) и коснулись практически всех форм бухгалтерской отчетности:

баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);

сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);

отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);

отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);

сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);

сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);

справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);

отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);

разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830).

В новом разделе 2 справки по форме 0503710 не только изменено название, но и добавлена графа «По счетам 0105ХХ440». В ней нужно отражать суммы по счетам 0 105 27 440, 0 105 37 440, 0 105 38 440 (дебет счета 0 401 10 131).

Изменения в Инструкцию № 191н (Приказ Минфина РФ от 30.11.2018 № 244н) опубликованы 28 декабря 2018 г. Применять новшества нужно с отчетности за 2018 г. Например, по обновленным формам следует составить следующие отчеты:

справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);

отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);

баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);

сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168);

сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169);

сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).

Государственные учреждения могут представлять бухгалтерскую отчетность за 2018 г. только в электронном виде. С 28 ноября 2018 г. по Закону о бухучете учреждения вправе составлять и представлять отчетность только в электронном виде. Поэтому они могут сделать так уже начиная с отчетности за 2018 г. Однако если учреждение по закону или договору обязано представлять бумажную отчетность, то придется изготовить ее бумажную копию. Напомним, ранее отчетность считалась составленной только после подписания руководителем ее бумажного экземпляра.

Поправки в НК РФ можно назвать техническими. Учреждения все так же должны представлять налоговикам годовую отчетность в электронном или бумажном виде не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ; Федеральный закон от 28.11.2018 № 447-ФЗ).

Составление Плана финансово-хозяйственной деятельности

Минфин РФ внес ряд уточнений в правила составления планов ФХД. В частности, графе 3 таблицы 2 плана ФХД государственного учреждения вместо кодов КОСГУ нужно указывать:

по строкам 110 – 180 – коды аналитической группы подвида доходов бюджетов;

по строкам 310 – 420 – коды аналитической группы вида источника финансирования дефицитов бюджетов.

Кроме того, в графе 10 таблицы плановые показатели по доходам от грантов (КВР 613, 623), а также грантов от физлиц, организаций (в том числе международных) и правительств иностранных государств нужно отражать по строке 160, а не 120.

Изменения действуют с 7 декабря 2018 г. (Приказ Минфина РФ от 30.10.2018 № 221н).

Формирование бюджетных смет

Общие требования

Новые требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет, утвержденному приказом Минфина РФ от 20 ноября 2007 г. №112н (далее Приказ №112н) внесены в марте 2018 г. Применять измененный порядок необходимо начиная с составления смет на 2019 г.

Во-первых, изменена структура и увеличено количество разделов сметы:

раздел 1 – для итоговых показателей бюджетной сметы;

раздел 2 – для ЛБО по расходам получателя бюджетных средств;

раздел 3 – для ЛБО по расходам на предоставление бюджетных инвестиций, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также по ряду иных расходов, например, на исполнение судебных актов;

раздел 4 – для ЛБО по расходам на закупки товаров, работ, услуг в пользу третьих лиц;

раздел 5 – для бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств;

раздел 6 – для курсов валют к рублю.

Во-вторых, в смете, кроме показателей текущего периода, нужно отражать и прогнозные показатели.

В-третьих, уточнено, что сметы со сведениями, составляющими гос. тайну, утверждаются не позднее 20 рабочих дней со дня доведения до учреждения ЛБО. Для остальных смет срок прежний – 10 рабочих дней.

В-четвертых, утвержденную смету с обоснованиями направляют ГРБС (РБС) не позднее одного рабочего дня после ее утверждения (Приказ Минфина РФ от 14.02.2018 № 26н).

Особое внимание обращаем на изменение форм обоснований! При составлении и ведении бюджетных смет на 2019 г. федеральным казенным учреждениям нужно использовать новые формы обоснований плановых сметных показателей. Например, им нужно иначе отражать расчеты значений:

фонда оплаты труда и страховых взносов;

денежного довольствия военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания;

иных выплат персоналу, за исключением фонда оплаты труда;

закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд;

Отдельные требования для федеральных казенных учреждений

В соответствии с п. 2 приказа №112н Минфин РФ утвердил отдельный порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений для федеральных учреждений (приказ Минфина РФ от 20.06.2018 № 141н). Документ устанавливает более подробные по сравнению с общими положениями правила составления смет.

В порядке закреплены основания для изменения показателей сметы. Отдельный раздел посвящен составлению и ведению обоснований (расчетов) плановых показателей.

Следует обратить внимание, что для подведомственных учреждений порядок составления и ведения бюджетных смет утверждает ГРБС.

Государственное задание

Госзадание нужно утвердить не позднее 15 рабочих дней со дня доведения получателю средств федерального бюджета ЛБО. Ранее этот срок отсчитывали от даты утверждения ЛБО главным распорядителем бюджетных средств.

Изменения следовало применять, начиная с госзадания на 2019 г. (Постановление Правительства РФ от 19.07.2018 № 849).

Налогообложение

Налог на доходы физических лиц

Главное отличие в том, что теперь представлять в налоговую и выдавать работникам надо разные справки.

Первая форма сохранила сокращенное название – 2-НДФЛ. У второй краткого наименования нет, только полное – «Справка о доходах и суммах налога физического лица» (Приказ ФНС РФ от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@).

Налог на добавленную стоимость

Новая базовая ставка НДС в размере 20% действует, начиная с отгрузок за I квартал 2019 г. 10% ставку и освобождение от НДС не тронули.

В помощь налогоплательщикам ФНС выпустила разъяснения, как перейти на применение новой ставки (Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ).

Восстанавливать НДС при получении средств из бюджета не нужно. Можно принимать к вычету входной НДС по приобретенным за счет субсидий и бюджетных инвестиций товарам, работам и услугам (в том числе ОС и НМА), а также имущественным правам, если деньги выделены без учета НДС. Это должно быть указано в документах о предоставлении субсидии или бюджетных инвестиций.

Уточненные правила можно применять к субсидиям и бюджетным инвестициям, полученным начиная с 2019 года (Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ)

Налог на имущество

С 1 января 2019 г. движимое имущество не подлежит налогообложению.

Ранее вопрос о том, устанавливать ли налог и с какой ставкой, каждый регион решал самостоятельно. (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ)

Читать еще:  Табель работников образец

Налоговики обновили отчетность по налогу на имущество: ежеквартальные расчеты и декларацию. Декларация пригодится еще не скоро – в отчетную кампанию за 2019 г. А вот ближайший расчет понадобится сдать уже по новой форме (Приказ ФНС РФ от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@).

Земельный налог

ФНС обновила декларацию. Поправки затронули порядок заполнения формы юрлицами, которым предоставили земельный участок для строительства жилья. Кроме того, в декларации изменились штрих-коды. Главное же новшество – строка 145 «Коэффициент Ки».

Новая строка 145 «Коэффициент Ки» в разделе 2 нужна для того, чтобы отразить в отчетности изменение кадастровой стоимости земельного участка со дня внесения в ЕГРН сведений об этом.

Чтобы показать изменение кадастровой стоимости, в любом из этих случаев нужно заполнить два вторых раздела по одному участку.

В одном разделе 2 в строке 050 нужно показать первоначальную кадастровую стоимость, а другом – новую кадастровую стоимость. В строках 145 двух разделов 2 потребуется отразить значения коэффициента Ки (с точностью до десятитысячных).

Правила расчета коэффициента Ки зафиксированы в НК РФ.

Они зависят от того, когда в ЕГРН внесены сведения об изменении кадастровой стоимости участка: до (включительно) или после 15 числа месяца(Приказ ФНС РФ от 02.03.2018 № ММВ-7-21/118@).

Учет основных средств в 2019 году

Рассмотрим, какие новые положения и требования нужно будет учитывать бухгалтерам в 2019 году в учете основных средств в госучреждениях.

В связи с вступлением в силу в 2018 году пяти федеральных стандартов, наиболее серьезные изменения произошли в учете ОС. В статье мы напоминаем, какие дополнения следует внести в учетную политику, как вести налоговый и бухгалтерский учет, начислять амортизацию.

Виды основных средств

Для отнесения объекта учета к ОС в федеральном стандарте «Основные средства» предусмотрены следующие критерии:

  1. Срок полезного использования не менее 12 месяцев.
  2. Принадлежность учреждению на основании договоров оперативного управления, аренды или лизинга.
  3. Допустимые направления применения: осуществление государственных полномочий, управленческие нужды, деятельность по выполнению работ, оказанию услуг.

Активы, соответствующие указанным условиям, признаются ОС, если они находятся:

  • в эксплуатации;
  • в консервации;
  • в запасе;
  • в пользовании на основе договора аренды.

Не признаются основными средствами непроизведенные и биологические активы, недвижимость, предназначенная для продажи, объекты незавершенного строительства, имущество казны.

Все основные средства учреждений должны быть отнесены к одной из восьми групп:

  • жилые помещения;
  • нежилые помещения;
  • машины и оборудование;
  • транспортные средства;
  • производственный и хозяйственный инвентарь;
  • многолетние насаждения;
  • инвестиционная недвижимость;
  • ОС, не вошедшие в другие группы.

Как учесть новые основные средства в учете смотрите в инструкции.

Последние изменения в учете ОС в 2019 году

В 2019 году в учете ОС будут применяться положения, содержащиеся в новом федеральном стандарте 2018 года «Основные средства».

Методические указания по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (приказ Минфина от 31 декабря 2016 г. № 257н) направлены письмом Минфина от 15 декабря 2017 г. № 02-07-07/84237.

В стандарте появился новый вид активов – биологические. Их не следует относить к ОС, особенности учета будут определены отдельным стандартом. Изменилась группировка ОС:

  • отменены отдельные группы для сооружений и библиотечного фонда;
  • введены новые группы для многолетних насаждений и инвестиционной недвижимости.

В Инструкции 157н в п.45 предлагается при отнесении ОС к определенной группе ориентироваться на ОКОФ, в новом стандарте такого условия нет. В приказе Минфина говорится, что требования 157н, 162н, 174н, 183н обязательны, поэтому учитывать ОКОФ нужно.

В учете ОС появилось понятие «обесценение активов», теперь остаточная стоимость может измениться не только в результате начисления износа, но и из-за убытка, полученного в результате обесценения. Еще один новый термин – инвестиционная недвижимость. На разных счетах учитываются помещения, используемые для собственной деятельности и для получения дохода от сдачи в аренду. Операции, в результате которых в учреждении появляются новые ОС, разделены на обменные и необменные. Раньше такого понятия в бухучете не было.

С 2019 году введены в действие еще 5 новых федеральных стандартов. Их положения тоже нужно учитывать при учете ОС.

Бухгалтерский учет ОС в 2019 году

Для принятия к учету основных средств необходимо, чтобы соблюдалось два условия:

  1. Возможность использования для извлечения экономической выгоды или приобретения полезного потенциала.
  2. Возможность надежно оценить стоимость на основании имеющихся документов или экспертным путем.

Для объектов учета, которые не отвечают этим требованиям, предусмотрен забалансовый учет основных средств. В стандарте не говорится об обязательном наличии госрегистрации у объекта недвижимости при принятии к учету, но в п.36 Инструкции 157 это условие сохраняется.

Балансовая стоимость основного средства формируется из цены приобретения, в которую входит не подлежащий возмещению НДС и таможенные пошлины, и затрат на:

  • доставку;
  • монтаж;
  • погрузку-разгрузку;
  • подготовку площадки;
  • консультационные, информационные, посреднические услуги;
  • госпошлину;
  • прочие работы, связанные с установкой и подготовкой к эксплуатации.

Изменить балансовую стоимость можно только в результате достройки, модернизации, реконструкции или переоценки. Если ОС приобретено в результате обмена на другой нефинансовый актив, оно ставится на баланс по справедливой стоимости. Если же такую стоимость рассчитать не удается, то ОС приходуется по остаточной стоимости того актива на который его обменяли.

Чтобы отразить в учете выбытие ОС по разным причинам (списание, реализация, передача и пр.) необходимо соблюдение следующих условий:

  • все риски и выгоды от пользования или владения основным средством переданы;
  • субъект учета не участвует во владении или пользовании ОС;
  • величина результата выбытия (дохода или расхода) может быть надежно оценена.

Результат выбытия учитывается в финансовом результате текущего периода.

Бухгалтерский учет ОС стоимостью до 100000 руб.

С начала 2018 года на ОС стоимостью до 10 тыс. руб. включительно не начисляется амортизация. При вводе в эксплуатацию такое основное средство списывается на текущие расходы в казенном учреждении или на себестоимость в бюджетном и автономном. Исключение составляют объекты библиотечного фонда, которые учитываются на балансовых счетах независимо от стоимости.

В рекомендациях Минфина сказано, что для имеющихся в учреждении ОС на момент ввода федерального стандарта (01.01.2018 года) способ начисления амортизации не меняется. Основные средства стоимостью от 3 тыс. руб. до 10 тыс. руб. остаются на балансе в течение всего времени эксплуатации до момента списания.

При вводе в эксплуатацию ОС стоимостью от 10 тыс. руб. до 100 тыс. руб. включительно единовременно начисляется амортизация в размере 100%. Следуя рекомендациям Минфина, корректировать начисленный износ по основным средствам стоимостью от 40 тыс. руб. до 100 тыс. руб., введенных до начала 2018 года, не следует. Нужно продолжать по ним в 2019 году начисление амортизации линейным методом. Наличие таких ОС без полного износа не будет расценено контролирующими органами, как нарушение.

Бухгалтерский учет ОС стоимостью свыше 100000 руб.

Основные средства стоимостью свыше 100 тыс. руб. в бухгалтерском и налоговом учете в 2019 году учитываются одинаково, если выбраны идентичные сроки полезного использования и способы начисления износа.

Налоговый учет ОС в 2019 году

Правила налогового учета основных средств остаются неизменными с 2016 года. На 2019 год ФНС не объявляла о намерении вносить поправки в порядок учета ОС. Для признания имущества основным средством необходимо, чтобы его стоимость превышала 100 тыс. руб. Все, что дешевле этой суммы, списывается в момент принятия в эксплуатацию на материальные расходы. Кроме ограничений по стоимости, в налоговом кодексе (ст.256) есть еще требования, предъявляемые к имуществу, чтобы оно могло считаться основным средством:

  • принадлежность организации по праву собственности;
  • использование для извлечения дохода непосредственно в бизнесе (деятельности, приносящей доход);
  • срок полезного использования свыше 12 месяцев.

Попадающие под эти признаки земля, ценные бумаги, товары на продажу, объекты капитального строительства основными средствами не считаются (ст. 256 НК РФ).

В связи с тем, что казенным, автономным, бюджетным учреждениям разрешено списывать при вводе в эксплуатацию только ОС до 10 тыс. руб. включительно, сделать одинаковым учет основных средств в 2019 году в бухгалтерском и налоговом учете не получится.

Амортизация ОС в 2019 году

В отношении амортизации федеральный стандарт содержит существенные изменения. Отменена возможность приостанавливать начисление износа на время, когда ОС находится на консервации более трех месяцев, или на период восстановления, продолжающийся более 12 месяцев. Теперь амортизация будет начисляться непрерывно до тех пор, пока остаточная стоимость не станет равной нулю.

Порядок определения срока полезного использования не изменился. По-прежнему госучреждения для ОС, отнесенных к амортизационным группам с 1 по 9 (классификация ОС), должны пользоваться ПП №1 от 01.01.2002 года, выбирая максимально возможный для соответствующей группы срок. Если ОС нет в ОКОФ, можно обратиться к производителю, написать в Госстандарт и т.д.

Если у вас возникли вопросы по определению группы,
воспользуйтесь сервисом Основные средства и ОКОФ

В соответствии с новым стандартом, для начисления амортизации можно выбирать один из трех способов:

  1. Линейный – равномерное ежемесячное исчисление постоянной суммы на протяжении всего срока полезного использования.
  2. Метод уменьшаемого остатка – сумма износа за год определяется умножением остаточной стоимости ОС на норму амортизации, рассчитанную на весь срок полезного использования, и на повышающий коэффициент, определенный в учетной политике.
  3. Пропорционально объему продукции.

В стандарте не сказано, что выбранный и закрепленный в учетной политике метод начисления амортизации основных средств в бухгалтерском учете должен применяться ко всем ОС дороже 100 тыс. руб. Для отдельных групп способы могут быть разными. Основной критерий выбора – соответствие способу получения будущих экономических выгод или полезного потенциала. В прежней редакции 157н было предусмотрено особое условие для недвижимости до 3000 руб. Она не списывалась на забаланс, а оставалась на балансе с начисленным полным износом. В новом стандарте нет особых условий для недвижимости стоимостью до 10 тыс. руб.

В 2019 году у учреждений будет возможность устанавливать различный срок полезного использования для отдельных структурных частей объекта ОС. Например, система теплоснабжения или газовое оборудование в здании могут амортизироваться быстрее, чем само здание. При внесении корректировок в учетную политику нужно будет прописать там еще одну деталь: способ перерасчета амортизации при переоценке ОС. До введения стандарта было обязательным умножение начисленной за весь период амортизации, как и балансовой стоимости ОС, на коэффициент переоценки. Теперь можно вычесть имеющуюся сумму амортизации из балансовой стоимости, а оставшуюся часть переоценить. Далее амортизация начисляется по той же норме, что и до переоценки.

Документы по учету ОС в 2019 году

Любое движение основных средств оформите документально. Для этого используете официальные формы, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Основные документы по учету ОС в 2019 году

Наименование бланка
скачайте формы по ссылкам

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector